Аналитики изучили антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды
Аналитический центр при Правительстве РФ выпустил бюллетень «Антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды». В нем эксперты в числе прочего дали рекомендации для развития и популяризации этой системы в России.
Авторы бюллетеня поясняют, что антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер внутри компании, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Такая система есть во многих зарубежных странах. В России она внедрена в органах власти Указом Президента в 2017 г.
Внедрение антимонопольного комплаенса выгодно как бизнесу, так и государству, поскольку позволяет предупреждать незаконные действия сотрудников и в целом компании, снижать нагрузку на антимонопольный орган, осуществлять бизнесу саморегулирование своих отраслей, обеспечивать доверие государства к частному сектору и развивать корпоративную этику.
Зарубежные страны признают эффективность от внедрения антимонопольного комплаенса, говорится в бюллетене. И даже снижают штрафы, если нарушение законодательства допустила компания с верифицированной системой антимонопольного комплаенса.
Как отмечают эксперты, в России, несмотря на закрепление антимонопольного комплаенса в законодательстве, есть проблемы его внедрения и развития. Например, только треть крупных отраслевых компаний с госучастием ввели у себя эту систему. А ее эффективность оценивается в виде предотвращения штрафов и иных недружественных актов в размере более 5% от годовой выручки, что в 2,7 раза превышает возможные затраты на создание и функционирование системы.
В бюллетене эксперты дают ряд рекомендаций для развития комплаенса в нашей стране. По их мнению, нужно подготовить обзор лучших практик, рекомендации и информационные письма, агитирующие компании и органы власти внедрить эффективную комплаенс-систему, рассмотреть меры по стимулированию внедрения антимонопольного комплаенса, регламентировать процедуру верификации в ФАС России внутренних актов организаций о создании такой системы.
Источник: Конкуренция и право