Эксперты ГАРАНТ разместили ответы на вопросы о применении ПП 1352
Организация является заказчиком по Закону N 223-ФЗ, автономное учреждение культуры, план закупок за 2021 год менее 250 млн руб. По п. 2 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 с 1 января 2022 года применять Положение обязаны любые лица, являющиеся заказчиками по Закону N 223-ФЗ и указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, кроме тех, которые сами являются субъектами МСП. Таким образом, с 1 января 2022 года организация обязана соблюдать обязательную долю СМП 20%. В 2021 году учреждение не подпадало под постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352.
Когда организация должна разместить первый отчет - информацию о годовом объеме закупки, которая размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС)?
Должна ли организация 1 февраля 2022 года разместить в ЕИС отчет?
Если изменения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, возникшим до 1 января 2022 года, значит ли это, что 1 февраля 2022 года для учреждений, не применявших постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, не возникает обязанности сдавать отчет?
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками. Такие особенности установлены постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, которым утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее Положение N 1352).
Как верно отмечено в вопросе, с 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с Положением N 1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП. Данные изменения внесены в п. 2 Положения N 1352 постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 N 1128 (далее - Постановление N 1128), согласно п. 3 которого эти изменения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, возникшим до 1 января 2022 г.
Пунктом 34 Положения N 1352 предусмотрена обязанность заказчиков в целях формирования отчетности об участии в закупках субъектов МС составлять годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП (далее - отчет о закупках у субъектов МСП) в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением N 1352, который размещается в ЕИС соответствии с ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Как следует из ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, информация о годовом объеме закупки, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, размещается в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.
Так как в приведенной ситуации обязанность осуществлять минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП возникла у заказчика только с 1 января 2022 г., соответственно, календарным годом, упомянутым в ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, является 2022 год. В таком случае отчет о закупках у субъектов МСП заказчик должен будут разместить не позднее 1 февраля 2023 года*(1).
К сожалению, из формулировки ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не вполне понятно, включается ли день 1 февраля в период, предусмотренный для размещения отчета о закупках у субъектов МСП.
С одной стороны, учитывая формулировку "не позднее 1 февраля", можно предположить, что заказчик вправе разместить отчет о закупках у субъектов МСП 1 февраля года, следующего за отчетным.
Однако необходимо учитывать, что согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Постановлением 1352, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, либо неразмещения указанного отчета в ЕИС положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. При этом, как указано в данной части, заказчик в таком случае, руководствуясь требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, помимо прочего, обязан осуществлять закупки у СМП, СОНО в соответствии с частями 1-3, 5-8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ 2013. При этом для целей указанной части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года.
Учитывая требования и формулировки ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, мы не исключаем, что используемая в ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ формулировка "не позднее 1 февраля", фактически означает до 1 февраля*(2). В таком случае размещение отчета о закупках у субъектов МСП 1 февраля года, следующего за отчетным, сопряжено с рисками.
К сожалению, официальных разъяснений и судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Косвенно сказанное подтверждает позиция, изложенная в письме Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2016 г. N Д28и-348 "О размещении информации в единой информационной системе".
*(2) Смотрите, например, решение УФАС по Новосибирской области от 03.12.2020 N 054/01/18.1-2287/2020, решение УФАС по Республике Коми от 18.06.2020 N 011/07/3-417/2020.
Источник: ГАРАНТ
25.02.2022