ФАС: неразмещение сведений о закупке в ЕИС не делает её неконкурентной и не предоставляет заказчику право её отмены в любое время до заключения договора
ФАС России рассмотрела жалобы на действия заказчиков, установивших в документации право отменять закупку в любое время до заключения договора. В результате служба зафиксировала нарушения заказчиками ч. 1 ст. 2, ч. 5 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ.
Так, в настоящее время ряд корпоративных заказчиков закрепляют в своей документации такое право. Они ссылаются на то, что проводимые ими закупки не являются конкурентными, поскольку сведения о них не размещены в ЕИС в связи с действием ПП 301. По мнению заказчиков, в таких случаях норма ч. 5 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ не подлежит применению, и они получают право устанавливать подобные положения.
Служба установила, что сведения о спорных закупках действительно не размещены на официальном сайте ЕИС, однако размещаются на сайте оператора электронной площадки и доступны для ознакомления неограниченному количеству лиц. Таким образом, в рамках спорных закупок фактически обеспечивалась конкуренция между участниками, подавались заявки на участие в закупках. По мнению ведомства, на такие закупки должны распространяться правила, предусмотренные для конкурентных закупок в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона 223-ФЗ.
Заказчики не согласились с решениями ФАС России и обратились в суд.
Арбитражный суд города Москвы и 9 ААС изначально согласились с позицией заказчиков.
Однако АС Московского округа согласился с позицией ФАС России. Суд отменил решения нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении заявленных требований заказчиков.
ФАС России дополнительно отмечает, что нормы постановления ПП 301 направлены, в первую очередь, на защиту участников закупочных процедур от возможного введения в отношении них санкций со стороны недружественных государств и не содержат указания на неконкурентный характер таких закупок.
Источник: ФАС России и Постановления АС Московского округа по делам № А40-254140/2022 и № А40-16654/2023.
Напомним, что в ситуации, когда ФАС России принимает решение о при рассмотрении расходов корпоративных заказчиков на тарифы, то антимонопольный орган не рассматривает неконкурентные закупки (неразмещаемые на официальном сайте ЕИС в связи с ПП 301) как конкурентные или торги.
13.11.2023