ФАС: закупка у единственного поставщика должна быть обоснована и проводиться в исключительных случаях
Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки.
Служба направила соответствующее Письмо ФАС России от 21.08.2024 г № МШ/75011/24 в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона 223-ФЗ.
ФАС России отмечает, что включение в положение о закупке оснований для ее осуществления без объективных причин является ограничением конкуренции на товарном рынке. Следовательно, такие действия могут быть оценены на предмет нарушения Закона 135-ФЗ. Если факт нарушения будет доказан, служба выдаст заказчику обязательное к исполнению предписание в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона 135-ФЗ.
Источник: ФАС России
Отметим, что ранее суд напомнил антимонопольной службе, что действия корпоративных заказчиков при осуществлении закупки у ЕП не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона 135-ФЗ.
История рассылки указанного письма в территориальные органы умалчивает были ли рекомендованы к использованию в качестве образца закупки у ЕП нормы раздела 19 данного Положения о закупке.
03.09.2024