ГАРАНТ: Закупка бюджетным учреждением электроэнергии всегда должна осуществляться в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок
Заказчик (бюджетное учреждение) разработал и утвердил положение о закупке по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Положение начинает действовать с 2022 года. Заказчик использует средства: направленные на исполнение госзадания; субсидии на иные цели (целевые); доход от деятельности. У заказчика имеется четыре здания, и одно помещение заказчик арендует.
Как заказчику по каждой закупке выбрать, по какому закону проводить закупочную процедуру?
Заказчик заключает договор по обеспечению электроэнергией по нескольким адресам, денежные средства используются изо всех источников.
В 2022 году заказчик должен заключить договор по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
ГАРАНТ: рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При использовании бюджетным учреждением для оплаты по договору средств бюджета, даже и частично, такой договор должен заключаться по итогам закупки, проводимой в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Закупка бюджетным учреждением электроэнергии всегда должна осуществляться в соответствии с указанным законодательством. Она может быть осуществлена у единственного поставщика, если он является гарантирующим поставщиком.
Обоснование вывода:
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с требованиями данного Закона. Исключение установлено ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при наличии правового акта (положения о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее - ЕИС), данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Закона N 223-ФЗ и правового акта закупки за счет средств, поименованных в данной части, фактически - за счет средств от приносящей доход деятельности. В свою очередь ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ устанавливает, что этот Закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что сферы действия Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ не пересекаются. Соответственно, закупки за счет средств из указанных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ источников при принятии бюджетным учреждением положения о закупке выводятся из сферы действия Закона N 44-ФЗ и переводятся в непересекающуюся с ней сферу действия Закона N 223-ФЗ. Подтверждение этому можно найти и в указании ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ о том, что решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в пп. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном самим Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году. Следовательно, бюджетное учреждение в любом отдельно взятом году может производить закупки за счет средств от приносящей доход деятельности или в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ (такой вывод поддерживается разъяснениями, данными в письмах Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-351, от 17.03.2016 N Д28и-687).
При разрешении вопроса о закупках за счет смешанного финансирования необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ устанавливает общее правило об осуществлении бюджетным учреждением закупок в соответствии с данным Законом. Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ и утвержденным на основании его норм положением о закупке исключительно за счет источников, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. При этом, обратим внимание, не устанавливается правило, что применение Закона N 44-ФЗ становится обязательным только при превышении доли бюджетного финансирования какого-либо порога. Иными словами, устанавливается принцип, что само по себе использование бюджетных средств делает необходимым применение положений Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, использование бюджетным учреждением для оплаты по договору средств бюджета, даже и частично, исключает возможность осуществления такой закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо Минфина России от 16.06.2020 N 24-01-08/51698, письмо Минфина России от 22.06.2020 N 24-01-08/53604, постановление Двенадцатого ААС от 16.09.2021 N 12АП-6111/21).
Вместе с тем в Законе N 44-ФЗ отсутствуют нормы, регулирующие порядок формирования предмета контракта в зависимости от источников финансирования вообще и запрещающие бюджетному учреждению, утвердившему положение о закупке, осуществлять закупки, финансирование которых производится частично из бюджетных, частично из внебюджетных средств в частности. Отсюда следует, что заказчик вправе самостоятельно определять целесообразность таких закупок.
Соответственно, заказчик вправе осуществить закупку, источниками финансирования которой являются одновременно бюджетные и внебюджетные средства, просто в этом случае закупка должна осуществляться в соответствии с именно Законом N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 N Д28и-545, разъяснения по вопросам 2-4 письма Минэкономразвития России от 06.06.2016 N Д28и-1484).
Отсюда, по нашему мнению, следует и обратное: заказчик при наличии "технической" возможности может разделить закупки на финансируемые из бюджетных и финансируемые за счет собственных средств и осуществить часть из них в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а часть - в соответствии с Законом N 44-ФЗ. К сожалению, официальных разъяснений или материалов судебной практики, подтверждавших бы данное суждение, нам найти не удалось.
Однако должны заметить, что в конкретном приведенном случае закупка безусловно должна осуществляться в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Дело в том, что в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в которой перечисляются отношения, которые этот Закон не регулирует, указаны и отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Для тех заказчиков, которые руководствуются при закупках Законом N 223-ФЗ и никаким иным законом, специально регулирующим закупки, - государственных компаний, субъектов естественных монополий или хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и иных (пп. 1-3, 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), - это означает, что заключение указанных договоров осуществляется в порядке, предусмотренном общими нормами Гражданского кодекса РФ о заключении договоров и заключении договоров данного вида и нормами законодательства РФ об электроэнергетике. Однако для бюджетных учреждений, которые, как указано выше, руководствуются при закупках по общему правилу Законом N 44-ФЗ, сказанное означает, что в данном случае исключение из общего правила, установленное п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, для таких заказчиков должно применяться с учетом правил Закона N 44-ФЗ.
Соответственно, бюджетное учреждение должно осуществлять закупки, о которых идет речь в п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Закупка электроэнергии у гарантирующего поставщика в соответствии с данным Законом может быть осуществлена у единственного поставщика (смотрите п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Источник: ГАРАНТ