Госдума и Минпромторг пытаются принудить корпорации к технологическому суверенитету
Важнейший проект поправок в 223-ФЗ вынесен недавно на рассмотрение Комитетом Госдумы по промышленности и торговле. Впервые в постсоветской истории могут появиться рамочные правила национального режима для корпоративных заказчиков.
На сегодняшний день в России не существует ни одного нормативного акта, который бы всерьез обязывал их приобретать отечественное оборудование, программы, технику, использовать российские техпроцессы. Таких правил нет даже для проектов, где корпорации зарабатывают сверхдоходы на вливаниях из национального бюджета. Закон 223-ФЗ устроен таким образом, что правила закупок корпоративные заказчики редактируют под свои нужды, как им удобно. В этом порядке есть свои безусловные плюсы, однако нет конкретной «легализованной пользы» для экономики страны. Именно через 223-ФЗ проходит основной объем промышленных закупок России.
Законопроектом предлагается ужесточить порядок выполнения корпоративными заказчиками квот закупок у отечественных поставщиков. В сопроводительном письме поясняется, что действующие механизмы поддержки российских производителей неэффективны: так, для выполнения обязательств по «российским» закупкам компании, в частности, применяют механизм ценовой преференции (он дает преимущество отечественным поставщикам в сравнении с заявками иностранцев), но происхождение товара не подтверждается, а лишь декларируется, что дает возможность закупать импортные товары под видом отечественных и формально отчитываться о выполнении квот.
Предлагается ввести в закон 223-ФЗ обязанность заказчика проводить закупки, исходя из их минимальной доли и перечня товаров, установленных правительством.
Логичное развитие нормативной концепции национальных квот. Напомним, правило о квотах на закупку российской высокотехнологичной продукции было принято больше года назад по инициативе прежнего вице-премьера Юрия Борисова. К сожалению, не было реализовано самое главное – обязательные квоты не стали обязательными для исполнения. Они сих пор действуют в добровольном режиме. Нет никаких дисциплинарных мер в адрес заказчика за невыполненный объем закупок по квоте.
Поправки, предлагаемые сейчас через Госдуму, не о механизме принуждения в квотах. Они затрагивают чисто техническую, процедурную сторону, связанную с определением страны происхождения продукции.
Годами никто не смел вытащить корпоративные закупки на свет и разобраться, какую конкретно выгоду стране приносит 223-ФЗ? Сколько через него на самом деле проходит товаров, работ и услуг отечественного происхождения? Такой достоверной статистики не существует в природе. А в отчетах самих корпораций все замечательно. Если так, то бояться нечего. Однако нервная реакция карманных либеральных СМИ и отрицательные отклики Минфина на законопроект говорят об обратном.
Заметим, что в правительстве инициативу Комитета ГД по промышленности одобрили Минюст и Минпромторг. Последним подготовлен положительный отзыв за подписью замглавы Алексея Ученова и разослан 31 октября на согласование в другие заинтересованные ведомства. Минэк и ФАС пока не прояснили свои позиции. Срок рассмотрения продлен со 2 до 18 ноября.
«Минфин не видит и рисков злоупотреблений со стороны заказчиков в части обхода квот», – говорится в отклике на законопроект. А между тем, сигналы о таких злоупотреблениях поступали неоднократно. К примеру, об этом предметно говорилось на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле 2022 года.
В частности, в Минпромторге отмечают, что в рамках применения 223-ФЗ, есть проблема с прослеживаемостью импортозамещенных позиций. Если в 44-ФЗ есть хотя бы привязка к КТРУ, которая не позволяет проводить закупку иностранной продукции под видом отечественной. То в Законе 223-ФЗ такой привязки нет, что позволяет компаниям с госучастием обходить квоты с преднамеренным использованием неточного кода. Условно говоря, вместо позиции «нефтегазовый насос», корпоративный заказчик выбирает «иное промышленное оборудование». В Минпромторге отмечали, что зафиксировать такие действия пока не представляется возможным, в связи с недостаточной прозрачностью закона.
Кроме того, ставились под сомнение популистские цифры из годовых отчетов корпоративных заказчиков, которые они приводят в доказательство импортозамещения. И сомнение в достоверности таких данных высказывали не только в Минпромторге. Так по 223-ФЗ приводилась цифра в 83% российской продукции, закупленной российскими заказчиками за прошлый год. Более чем очевидно, что эти данные не соответствуют реальности.
Раз национальные квоты все равно добровольные – то чего так боятся госмонополии?
Подробнее: Цифровые закупки
11.11.2022