Итоги года в корпоративных закупках
ПОКУПАЙТЕ РОССИЙСКОЕ
Новшеством уходящего года стало введение квот на закупку госзаказчиками (107 видов товаров по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и госкомпаниями (251 вид товаров). В перечни товаров вошли различные виды медтехники и медоборудования, промпродукции, продукции легпрома, радиоэлектроники. По большинству позиций перечня товаров для госзаказчиков размер квот установлен на уровне 40-60% от годового объема закупок. Для большинства позиций перечня товаров для госкомпаний размер квот установлен на уровне 50-90% от годового объема закупок.
"Квоты будут "включаться" именно там, где мы видим наличие возможностей у промышленности, но в противовес этому - доминирование импорта по непонятным причинам", - говорил вице-премьер Юрий Борисов при рассмотрении соответствующих поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ летом прошлого года. Борисов отмечал, что доля российской продукции в госзакупках товаров в 2021 г может вырасти на 7 процентных пунктов за счет механизма квотирования.
Доля отечественной продукции в госзакупках выросла с 49% в 2019 г до 57% в 2020 г, говорил Борисов, в денежном выражении - с 1,4 трлн до 1,7 трлн руб. (общий объем госзакупок в 2019 г составил 8,2 трлн руб., из которых на долю товаров пришлось 3 трлн руб., а в 2020 г - 8,9 трлн руб. и 3 трлн руб.).
Со стороны госзаказчиков введение квотирования особой обеспокоенности не вызвало, в том числе потому, что 44-ФЗ дает возможность направить в Минпромторг обоснование невозможности выполнения той или иной нормы по квотированию. Госкомпании же высказали явную обеспокоенность новыми нормами - в частности, из-за того, что законодательство не предоставляет им возможности обосновать невозможность выполнения требований по закупке товаров российского производства. И это на фоне того, что в 2022 г предполагается ввести административную ответственность за невыполнение норм по квотированию.
Минпромторг, в свою очередь, рекомендовал госкомпаниям проводить закупки товаров, на которые введены квоты по приобретению российской продукции, неконкурентными способами. "В целях обеспечения достижения минимальной доли закупок рекомендуется использовать неконкурентные способы осуществления закупок как приоритетные, - сказал замглавы ведомства Василий Осьмаков в ходе онлайн-встречи с представителями госкомпаний, организованной аналитическим центром "Интерфакс-ProЗакупки". - У субъектов 223-ФЗ есть все возможности для внесения соответствующих изменений в свои положения о закупках".
В апреле госкомпаниям были направлены правительственные директивы с рекомендациями по изменению положений о закупках в части выполнения квот.
Одной из проблем, связанных с выполнением квот по закупке российской продукции, заказчики и регуляторы называют малую скорость наполнения Реестра российской промпродукции информацией о товарах. "Хочется призвать производителей более активно работать (включать информацию о своей продукции в названный реестр - ИФ) по той номенклатурной позиции, которая сформирована (в рамках механизма квотирования госзакупок и закупок госкомпаний - ИФ), - говорила весной руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова. - Сам реестр - прекрасная возможность для производителей, поскольку нахождение в реестре позволяет получить соответствующие преимущества по сравнению с иностранной продукцией и тем самым иметь устойчивый спрос в определенном объеме на соответствующую продукцию".
Демидова подчеркивала, что без заинтересованности самих производителей работа государства (в части использования механизма квотирования) будет бесполезна.
Производители объясняют свое нежелание заниматься включением информации о своей продукции в Реестр промпродукции высокими затратами на выполнение всех соответствующих требований - как финансовыми, так и временными. При этом срок действия подтверждения российского происхождения товара - всего год, то есть, такие затраты могут стать регулярными.
Для решения этой проблемы Минпромторг предложил продлить срок действия заключения о российском происхождении продукции до трех лет. "Мы увеличиваем срок действия заключения о российском происхождении по всем товарам до 3-х лет, предусматриваем полный переход на онлайн-формат взаимодействия на базе государственной информационной системы "Промышленность" (ГИСП), а также внедряем возможность доработки заявления и документов в случае замечаний без отказа в выдаче заключения", - говорил в декабре глава Минпромторга Денис Мантуров.
Проект правительственного постановления, подготовленный министерством, предусматривает не только увеличение срока действия заключения Минпромторга, но и полный переход на электронный формат взаимодействия между министерством, Торгово-промышленной палатой РФ и предприятием-заявителем. Также документом предлагается утвердить единый процесс получения заключения Минпромторга и акта экспертизы ТПП.
Еще одно положение проекта постановления предусматривает, что производители смогут оперативно доработать свои заявления и сопутствующие документы по замечаниям Минпромторга. По таким заявлениям министерство не будет отказывать в выдаче заключения.
К сентябрю, по данным Минпромторга, наполнение Российского реестра промпродукции заметно увеличилось. Число включенных в этот реестр товаров выросло до 101 тыс. на сентябрь с 24 тыс. на май 2020 г. При этом число российских производителей, продукция которых включена в реестр, за 9 месяцев текущего года увеличилось до 3,4 тыс. с 1,8 тыс.
О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ С ГОСКОМПАНИЯМИ
Работа по оптимизационным поправкам к 44-ФЗ и подготовке подзаконных актов фактически не оставила Минфину сил и времени на развитие законодательства в сфере закупок госкомпаний. Более того, регулятор пока не определился с возможными направлениями развития этого законодательства. По словам Алексея Лаврова, регулирование закупок госкомпаний находится на развилке и сдвигается в сторону прямого регулирования.
"В последнее время двигаемся больше по варианту прямого регулирования (закупок госкомпаний - ИФ) <...>, - говорил он летом. - Мы это делаем, поскольку видим недостаточное усилие крупных заказчиков по использованию всего потенциала, который имеется в их распоряжении. То ли они не заинтересованы в этом (в привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства - ИФ), то ли не понимают преимущества конкурентного рынка, то ли не видят в малом бизнесе надежных поставщиков".
Конструкция 223-ФЗ исходит из того, что каждый заказчик в рамках своего положения о закупках имеет все необходимое для того, чтобы привлекать малый бизнес к своим закупкам.
"Почему-то это делается в малой степени или вообще не делается, - констатировал Лавров. - В целом мы видим достаточно благоприятную динамику по цифрам, но она может нас не удовлетворять. Поэтому у нас стратегическая развилка".
Один вариант, по словам Лаврова, предусматривает минимальное вмешательство в полномочия заказчиков, как это происходит сейчас. Воздействовать на госкомпании планируется косвенными методами - через кодексы лучшей практики, правительственные директивы и т.п.
Другой вариант - прямое регулирование, как это уже произошло в отношении закупок госкомпаний у субъектов МСП.
По словам Анны Катамадзе, уровень конкуренции в закупках госкомпаний сейчас заметно ниже, чем в госзакупках - 1,95 заявки на одну закупку против 3,39. Также в закупках госкомпаний в целом принимает участие значительно меньшее число участников, чем в госзакупках - 52 тыс. (из них 41 тыс. - субъекты МСП) и 233 тыс. участников (197 тыс. субъектов МСП). Причин две - более свободное и лояльное к заказчикам регулирование в рамках 223-ФЗ, а также большие временные лаги между заключением договора и оплатой. Из 20 трлн руб. ежегодно заключаемых госкомпаниями договоров в этом же году оплачивается только около 5 трлн руб., отмечала Катамадзе. Введение прямого регулирования, по ее оценке, положительно сказалось на показателях закупок госкомпаний у субъектов МСП как по уровню конкуренции, так и по объемам - 3,9 трлн руб. (общий объем закупок госкомпаний у субъектов МСП) и 2,9 трлн руб. (объем закупок, в которых принимают участие только субъекты МСП). Это 30-50% от объема оплаты текущего года.
По мнению Катамадзе, дальнейшее развитие закупок госкомпаний, в том числе у субъектов МСП, лежит в области создания маркетплейсов: "Речь идет о переходе к полноценным электронным магазинам. И действующие электронные торговые площадки имеют огромный потенциал, чтобы перейти к созданию условий для организации продаж продукции малого бизнеса. Это организация логистики, претензионной работы, складов и т.п. (как это реализовано у крупнейших международных агрегаторов торговли - ИФ). И такие планы есть".
Пока же регуляторы вносят точечные изменения в законодательство о закупках госкомпаний. Впрочем, некоторые из них достаточно масштабны. В частности, с 2022 г нормы 223-ФЗ о закупках у субъектов МСП будут распространяться на все госкомпании, а не только крупнейшие. Доля обязательных закупок госкомпаний у малого бизнеса увеличится до 25%. По оценке "Корпорации МСП", которая занимается, в частности, мониторингом закупок госкомпаний у субъектов МСП, это увеличит объем закупок у малого бизнеса на 1 трлн руб.
Правительство направило в Думу ряд "точечных" поправок в 223-ФЗ. В их числе законопроект о возврате закупок госкомпаний у взаимозависимых компаний под действие 223-ФЗ. Вне поля действия этого закона предлагается оставить только те закупки госкомпаний у взаимозависимых компаний, когда последние сами являются субъектом 223-ФЗ и должны будут осуществлять свои закупки в соответствии с этим законом, а также закупки, необходимые для обеспечения единого производственного процесса (в соответствии с законом "О промышленной политике" - сделка обусловлена соответствующей цепочкой кооперации в целях реализации производственного процесса).
Еще один правительственный законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, позволит крупнейшим госкомпаниям запускать программы развития субъектов МСП для их дальнейшего участия в закупках компаний. Он предусматривает, что правительство определит перечень основных требований к участникам программ развития госкомпаний и порядок проведения отбора таких компаний. Конкретные требования будут устанавливать госкомпании, запустившие такие программы. Они же будут проводить отбор среди субъектов МСП.
Другой законопроект направлен на устранение конфликта интересов при проведении госзакупок и закупок госкомпаний. В числе прочего документ предусматривает введение требования к руководству госкомпании и членам конкурсных комиссий о принятии ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Также вводится перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссий по осуществлению закупок в рамках 223-ФЗ.
На рассмотрении депутатов находится правительственный законопроект об установлении единых требований к банковским гарантиям по обеспечению заявок и исполнению договоров при проведении госкомпаниями конкурентных закупок у субъектов МСП. Он предусматривает, что субъекты МСП при участии в закупках госкомпаний смогут предоставлять банковские гарантии, выданные любым банком, включенным в перечень финансовых организаций, имеющих право предоставлять гарантии по обеспечению заявок и исполнению контрактов в рамках госзакупок. В настоящее время в этот перечень включено 194 банка. Также предполагается установить единые требования к банковским гарантиям, которые используются для обеспечения заявок и исполнения договоров, а также к выдающим их банкам.
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ