Компании с госучастием увеличили закупки товаров и услуг, на стоимость которых повлияли санкции
Компании с госучастием стали чаще закупать товары и услуги, на стоимость которых могли повлиять санкционные ограничения. В первом полугодии 2022 года на 70% по сравнению с первой половиной прошлого года выросло число заявок на закупку услуг по ремонту металлоизделий, машин и оборудования и на 14% — количество закупок в категории пищевых продуктов, в которую входят сахар, шоколад, чай и кофе. Об этом свидетельствуют результаты анализа размещенных в открытом доступе закупок по Закону 223-ФЗ, который провела группа ЭТП OTC.ru.
Эксперты определили десять самых популярных категорий продукции, которые закупали госкомпании в первой половине года (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности — ОКПД2):
На первом месте по числу заявок, как и в предыдущие три года, оказались лекарственные препараты и медицинские изделия (112,1 тыс.);
на втором месте — медицинское оборудование и инструменты (91,9 тыс.).
«Сохраняющееся лидерство лекарственных препаратов и медицинских товаров связано не только с пандемией, но и со спецификой закупок из медицинской номенклатурной группы — большим количеством позиций в перечне медицинских препаратов и тем, что медицинские организации и компании всегда делают запасы на случаи эпидемий», — объяснил директор по спецпроектам площадки Сергей Сердюков.
В то же время остальные позиции в десятке лидеров поменялись, в чем эксперты увидели влияние вводимых с конца февраля санкций против России.
На третье место по числу закупок в топ-10 востребованных категорий вышли «части и принадлежности автотранспортных средств» (поднялась с четвертой позиции в прошлом году). «В 2022 году в связи с введенными против России санкциями транспортные отделы предприятий и компаний стали закупать автозапчасти впрок, чтобы создать складские запасы и сделать ремонт по старым ценам», — считает Сердюков.
На шестое место с 21-го перескочила категория «услуги по ремонту металлоизделий, машин и оборудования». Если годом ранее по ней подали 26,6 тыс. заявок, то в этом году — 45,4 тыс., что на 70% больше. Рост числа закупок произошел и в категории «прочих пищевых продуктов», которая поднялась с десятого на седьмое место (плюс 14%, с 38,3 тыс. до 43,8 тыс.).
«Значительное увеличение количества извещений категории «ремонт металлоизделий, машин и оборудования» объясняется желанием компаний отремонтировать технику по старым ценам», — полагает Сердюков.
В свою очередь, к «пищевым продуктам прочим» по ОКПД2 относятся сахар, кофе, чай, приправы, детское питание. Рост закупок также связан с желанием госкомпаний сделать складские запасы до налаживания новых цепочек поставок с российскими поставщиками или партнерами из дружественных стран, полагают в OTC.ru.
Желание закупиться «по старым ценам» действительно может быть одной из причин, почему закупки по ремонту металлоизделий, машин и оборудования стали более востребованными с точки зрения их числа, соглашается эксперт сервиса «Контур.Торги» Ксения Петрофанова. «Но кроме того, это связано и с тем, что заказчики по 223-ФЗ стали разбивать крупные закупки и публиковать больше недорогих закупок, чтобы актуализировать цены до уровня рыночных», — говорит она.
Источник: РБК
13.09.2022