Конкуренция в закупках коммерческих компаний в 2,5 раза выше, чем в закупках компаний с госучастием
Уровень конкуренции в закупках компаний коммерческого сегмента составляет в среднем около пяти заявок на одну закупку против приблизительно 1,85 заявки в сегменте закупок компаний с госучастием (регулируются Законом № 223-ФЗ), следует из совместного исследования компании KPMG и Ассоциации директоров по закупкам.
"Среди конкурентных процедур среднее количество поставщиков не превышает 4-5, что зачастую говорит об эффективном управлении конкурентной средой и поставщиками", - говорится в сообщении KPMG и Ассоциации директоров по закупкам.
Наибольший уровень конкуренции отмечен исследователями в закупках заказчиков из сфер ритейла (от 4 до 10 поставщиков в одной закупке), в энергетике (от 3 до 8) и добычи недр (от 2 до 12). Наименее конкурентные закупки проводятся в сфере медицины и фармацевтики (от 2 до 4 поставщиков).
При этом исследователи отмечают, что доля неконкурентных закупок по отраслям в среднем не превышает 30%. Впрочем, в производственной сфере и медицине доля таких закупок несколько выше - 34% и 35% соответственно.
Также эксперты подчеркивают, что средняя доля несостоявшихся закупок, за рядом исключений, невысока и не превышает 10% (ритейл, энергетика, логистика, производство, добыча недр). Исключением стали ИТ, телеком, финансы (23%) и медицина (26%).
По данным исследователей, большинство компаний (83%) используют для проведения своих закупок различные электронные торговые площадки (ЭТП). Кроме того, они задействуют для автоматизации закупочной деятельности функционал различных корпоративных информсистем - систем электронного документооборота, ERP- и CRM- систем.
Исследование подготовлено по результатам опроса 55 компаний, у которых годовой объем закупок, как правило, превышает 5 млрд рублей. Незначительная часть компаний (22%), принимавших участие в опросе, относятся к числу госкомпаний и проводят свои закупки в соответствии с 223-ФЗ.
Как сообщалось, госкомпании в 2020 году заключили 1,5 млн договоров на общую сумму 19,9 трлн рублей. При этом более половины договоров (941 тыс.) было заключено по результатам неконкурентных закупок. Их объем составил 13,8 трлн рублей (69% от общего объема закупок). Соответственно на конкурентные закупки пришлось 561 тыс. договоров (37%) на 6,2 трлн рублей (31%).
Почти все "неконкурентные контракты" были заключены по результатам закупок у единственного поставщика - 780 тыс. договоров (52%) на 12,3 трлн рублей (62%). Еще 333 тыс. договоров (22%) на 4,2 трлн рублей (21%) были заключены по результатам закупок, проведенных "прочими" способами.
При этом Минфин считает, что в большинстве своем "прочие" способы проведения закупок являются конкурентными.
Также министерство отмечало высокий уровень несостоявшихся закупок госкомпаний. В частности, по тем закупкам госкомпаний, которые были объявлены и проведены в 2020 году, поставщик был определен только в 75% случаев (862 тыс. закупок на 8,8 трлн рублей). В целом же несостоявшимися были признаны 333 тыс. закупок на 3,8 рублей. Причем на 62 тыс. таких закупок не поступило ни одной заявки, по 14 тыс. закупкам все заявки были отклонены.
Впрочем, по результатам большей части несостоявшихся закупок (217 тыс. закупок на 2,2 трлн рублей) договоры все же были заключены.
Уровень конкуренции в закупках госкомпаний, по оценкам Минфина, в прошлом году вырос - среднее количество заявок на участие в закупке увеличилось в 2020 году на 20 п.п., до 1,85 заявки на одну закупку. В 2019 году этот показатель составлял 1,54 заявки на одну закупку.
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ