Корпоративных заказчиков берегут от конкуренции ради эффективности
Сторонники проконкурентной политики в Госдуме продолжают попытки ужесточения регулирования корпоративных закупок. После принятия в первом чтении поправок Белого дома, закрывающих лазейку, позволявшую заказчикам по Закону 223-ФЗ скрывать до половины своих закупок, депутаты решили ограничить и неконкурентные закупки компаний с госучастием. Для этого предлагается ввести закрытый перечень причин для закупок у единственного поставщика, а остальные неконкурентные закупки ограничить квотой в 10%.
Впрочем, в правительстве идею в условиях торговых и экономических ограничений не поддерживают. Так, в Минфине рассчитывают сохранить гибкость и предпринимательские свободы корпоративных заказчиков ради их эффективности — компании с госучастием де-факто остаются наиболее доступным правительству инструментом адаптации экономики к новой реальности и источником доходов бюджета.
Коммерсантъ ознакомился с новой инициативой депутатов Госдумы о повышении конкуренции и прозрачности в закупках по Закону 223-ФЗ — речь идет о введении максимальной доли неконкурентных закупок.
По мнению главы комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга, такая квота (за исключением закупок у единственного поставщика) не должна превышать 10% годового объема закупок заказчика.
Кроме того, автор предлагает сократить возможности контрактации с единственным поставщиком и ввести закрытый перечень оснований по аналогии с законом о госзакупках государства (44-ФЗ). Проект поправок к Закону 223-ФЗ господин Гартунг направил начальнику государственно-правового управления президента Ларисе Брычёвой.
В конце декабря 2021 года господин Гартунг с группой депутатов уже инициировал проект, закрывающий возможность корпоративным заказчикам скрывать данные закупок у взаимозависимых юрлиц. Однако этот проект не прошел первое чтение в конце марта — вместо него был поддержан более мягкий проект Минфина, лазейку также закрывающий, но позволяющий сохранить эффективность компаний с госучастием. Депутатские поправки к этому проекту ко второму чтению также содержатся в письме господина Гартунга в ГПУ. Они требуют от корпоративных заказчиков раскрывать данные о закупках и у созданных ими некоммерческих организаций. Это необходимо, поскольку НКО создаются для удовлетворения потребностей заказчика и его дочерних и зависимых обществ, входящих в одну группу, разъясняет автор поправки, депутат Николай Петрунин.
Минфин, напомним, настаивает на необходимости сохранить предпринимательские свободы корпоративных заказчиков, так как выступает собственником, ответственным за развитие компании и их инвестпрограмм, а после 24 февраля компании с госучастием — и один из наиболее доступных правительству инструментов адаптации экономики к новой реальности. Поэтому новые инициативы о повышении конкуренции в корпоративных закупках и сближение их регулирования с 44-ФЗ ведомство также не поддерживает.
«В отличие от заказчиков по 44-ФЗ, одной из основных задач заказчиков по 223-ФЗ является осуществление хозяйственной деятельности, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов, в связи с чем законодательно определить перечень закупаемых такими заказчиками товаров, работ, услуг не представляется возможным»,— объясняют в ведомстве.
Там добавляют, что опыт расширения такого перечня в рамках 44-ФЗ также выявил риски для оперативной реализации потребностей заказчиков и в результате исполнения их обязательств по другим договорам.
Попыткам повышения конкуренции в корпоративных закупках препятствуют и технические барьеры. Так, в Минфине считают невозможным расчет квоты неконкурентных закупок и соответственно мониторинг исполнения требования. По 44-ФЗ такой объем рассчитывается от объема бюджетных средств, выделенных заказчику, а по 223-ФЗ заказчики тратят свои деньги самостоятельно. В Минфине также указывают, что подсчет осложняет и отсутствие единых подходов к проведению закупок по Закону 223-ФЗ: неконкурентными закупками в силу положений 223-ФЗ являются не только закупки у единственного поставщика, но и, например, конкурс/аукцион, проводимый с отступлением хоть от одного из признаков конкурентной закупки — как закупки товаров с ограничением по стране производства.
Отметим, что в начале 2020 года аналогичные инициативы о повышении конкуренции в закупках по 223-ФЗ готовила ФАС, но инициативы Минфин не поддержал по тем же причинам, сообщили вчера в ведомстве.
Подробнее: Коммерсантъ
05.05.2022