Минэкономики предлагает разрешить корпоративным заказчикам создавать себе МСП-поставщиков
Белый дом предлагает привлечь госкомпании к поддержке малого бизнеса: госАО смогут создавать в секторе потенциальных поставщиков, следует из внесенного в Госдуму законопроекта. Партнерство с госАО не дает компаниям МСП гарантий контрактации при конкурентных процедурах и иных преференций, кроме возможности получения опыта. ГосАО же поправки должны «помочь» в выполнении требований поддержки МСП и импортозамещения. Впрочем, отсутствие ограничений на аффилированность в закупках у МСП может стимулировать госАО к созданию «дочек» на вырост и расширить «лазейку» для обхода закона о закупках госкомпаний за счет закупок у взаимозависимых лиц — хотя и даст необходимый рост сектору МСП.
Белый дом внес вчера в Госдуму проект поправок к закону о развитии МСП — о расширении участия госкомпаний в поддержке малого бизнеса. Так, госАО смогут создавать и «выращивать» поставщиков из числа МСП для участия в закупках. ГосАО будут утверждать программы их развития и финансировать их. Программы развития могут включать финансовую, правовую, методологическую, информационную поддержку и реализоваться совместно с «Корпорацией МСП», хотя и не дают преференций таким «дочкам» при отборе поставщиков «материнской» госкомпанией: в нем они должны будут участвовать как все.
Минэкономики в пояснительной записке ссылается на несоответствие требованиям заказчиков нынешних МСП — и менторство госкомпаний должно решить эту проблему.
У заказчиков уже есть возможность развивать программы партнерства в рамках ФЗ-223, напоминают в Минфине. «Участникам такой программы партнерства заказчик может предоставлять авансирование не менее 30%»,— отмечают в ведомстве, но этот механизм распространяется на поставщиков с опытом, а новации Минэкономики нацелены на «выращивание» госкомпаниями новых МСП.
Глава «Корпорации МСП» Александр Исаевич поясняет, что крупнейшие заказчики смогут рассчитывать на повышение качества закупок. «В условиях санкций и вектора на импортозамещение заказчики заинтересованы в том, чтобы развивалось отечественное производство. Малый и средний бизнес, имея больше возможностей для перепрофилирования и развития новых технологий, способен оперативно подстроиться под изменяющиеся условия рынка. Появляется возможность развивать отрасли и направления, наиболее перспективные для сотрудничества»,— отмечают в пресс-службе корпорации. Напомним, что госкомпании обязаны закупаться у МСП в рамках квоты — 20% годового объема (25% с 2022 года), с 2021 года действуют также квоты на закупки у производителей РФ.
При этом создание и выращивание МСП — «дочек» госкомпаний для закупочных нужд одновременно расширит и объем их закупок у взаимозависимых лиц, раскрытия сделок с которыми не требует ФЗ-223 — напомним, с появлением этой нормы из публичного поля уже ушло около трети всех закупок госАО объемом в 11 трлн руб.
Отсутствие данных о сделках со «своими» МСП позволит компаниям и закупать импорт в обход обязательных квот на закупки российской продукции, и облегчит им отчетность об импортозамещении — в «видимой» части закупок по ФЗ-223 можно будет оставить только российских поставщиков.
Судебная практика по участию в закупках аффилированных лиц сейчас противоречива, хотя Минэкономики настаивает на отсутствии ограничений на такие закупки. Новации эту возможность для госАО и МСП узаконят. Вероятно, риски аффилированности не рассматриваются всерьез: по оценкам «Корпорации МСП», уровень аффилированности в ФЗ-223 составляет 0,3%. Появление же новых компаний обеспечит необходимый в соответствии с нацпроектом рост числа МСП.
Источник: Коммерсантъ