Минфин хочет оценить влияние импортозамещения и контрсанкций на корпоративные закупки
Минфин намерен пересмотреть подходы к оценке закупочных программ компаний с госучастием в разрезе их конкурентности. Принятые в последние годы нормативные изменения и директивы де-факто стимулируют госкомпании к неконкурентным закупкам ради импортозамещения и выполнения контрсанкционных мер.
В результате Минфин предлагает госкомпаниям отчитываться как о конкурентных и неконкурентных закупках, так и о соотношении «вынужденных» закупок у единственного поставщика с числом неконкурентных закупок в целом, что должно позволить оценивать искажения конкуренции самим государством. Между тем новые требования к отчетности могут обеспечить ведомство статистикой и о невидимых государству закупках — из-за антисанкционных послаблений госкомпании могут засекречивать данные о них.
Минфин просит Правительство скорректировать «закупочные» директивы госкомпаниям в соответствии с новыми требованиями импортозамещения и контрсанкций. Письмо об этом замглавы Минфина Алексей Лавров направил в правительство 30 августа. Речь идет о директивах Правительства от 20 февраля 2019 года №1519п-П13. В соответствии с ними госкомпаниям в программах по повышению качества управления необходимо рассчитывать при закупках показатели конкурентных закупок и закупок у субъектов МСП. Директивный метод должен повысить экономическую эффективность закупочной деятельности и расширить доступ малого бизнеса к закупкам госкомпаний.
Теперь же, как сообщает ведомство, указанных показателей недостаточно — директивы не учитывают изменения в регулировании: корректировку определения неконкурентной закупки, введенные квоты закупок отечественной продукции и другие протекционистские меры.
Кроме того, не учтены и контрсанкционные механизмы для снижения рисков «вторичных санкций» — возможность корпоративных заказчиков засекречивать данные о своих закупках и не публиковать их в ЕИС. Господин Лавров в письме напоминает, что для выполнения требований правительства заказчики проводят неконкурентные закупки — в результате некоторые заказчики закупаются только в рамках неконкурентных процедур.
В Росимуществе ранее отмечали предпочтительность нормативного подхода в управлении госкомпаниями. Между тем директивы должны были стать механизмом ручного управления при отсутствии системного регулирования. Так, например, директивы потребовались для стимулирования и принуждения госкомпаний к импортозамещению — выполнению требований к отчетности о выполнении квот и возможности проводить закупки у единственного поставщика.
Минфин предлагает учесть нововведения и в новых директивах отказаться от оценки эффективности исключительно по данным состояния конкуренции — она де-факто нерелевантна в условиях, когда государство само стимулирует корпоративных заказчиков к неконкурентным закупкам.
Компаниям с госучастием предлагается отчитываться о доле закупок у единственного поставщика относительно всего объема закупок и отдельно — неконкурентных закупок. Отметим, что новый подход может способствовать появлению у Минфина пропавших данных о закупочной деятельности госкомпаний: после весенних послаблений и появления у корпоративных заказчиков возможности не публиковать в ЕИС данные о своих закупках во избежание рисков вторичных санкций, из-за этого государство потеряло данные о половине закупок госкомпаний.
В Минфине отрицают связь между уточнением директивы и закрытием информации о закупках корпоративных заказчиков. Ранее в ведомстве обещали с апреля 2023 года вернуть все выпавшие закупки в закрытый контур ЕИС. Как разбивка показателей на конкурентные и неконкурентные закупки с обособлением закупок у единственного поставщика может способствовать повышению эффективности или прозрачности выполнения закупочных программ и требований государства, в Минфине не разъяснили.
Источник: Коммерсантъ
21.09.2022