МСП и государство ищут механизмы взаимовыгодного сотрудничества при госзакупках
Как малый и средний бизнес взаимодействует с государством в рамках госзаказа? Какие существуют меры поддержки МСП и что необходимо изменить в текущих правилах игры? Об этом говорили участники круглого стола, организованного Аналитическим центром.
Открывая мероприятие, руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок АЦ Павел Тихомиров рассказал, что взаимодействие МСП и власти в государственных закупках идет постоянно. «Оно не всегда бывает эффективным, но оно необходимо для развития экономики. Поэтому органы власти должны слышать потребности бизнеса, а бизнес должен уметь доносить свои потребности до органов власти. Это влияет на улучшение экономической ситуации в России и рост ВВП», - отметил Тихомиров.
Он напомнил, что на ПМЭФ-2021 президент России Владимир Путин заявил о необходимости увеличить долю госзакупок товаров и услуг у малого и среднего предпринимательства с 15% до минимум 25% и сократить предельные сроки расчетов за поставленные товары и услуги с 30 до 15 рабочих дней, а для СМП и СОНКО и вовсе с 15 до 7 рабочих дней. «Также глава государства обратил внимание правительства на то, чтобы закупки для государственных нужд осуществлялись преимущественно у российских производителей. По этим инициативам, которые были озвучены всего пару недель назад, уже принят закон в третьем чтении, который вносит соответствующие поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ», - рассказал эксперт.
Он добавил, что на экономическом форуме звучала и критика взаимодействия власти и бизнеса. В частности, речь шла о том, что бюджеты институтов развития МСП равны годовой помощи, оказанной предпринимателям, а административное давление и штрафы вынуждают бизнес уходить в тень.
Тихомиров отметил, что, несмотря на неоднозначную ситуацию, динамика в отрасли положительная и фактическая доля госзакупок у МСП превышает установленные в законах квоты. «Малый бизнес участвует в 64% закупок. Средний бизнес участвует лишь в 1,3% госзакупок. Однако у нас очень маленькая доля влияния МСП на ВВП - всего 25%. В развитых странах этот показатель достигает 55%. Хотя в России большие преференции для малого и среднего бизнеса», - рассказал эксперт.
Положительную динамику отметил и референт Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Сергей Тепляков. Он рассказал, что в 2020 году объем закупок крупнейшими заказчиками по 223-ФЗ у МСП составил 3,9 трлн рублей. В текущем году эта сумма уже достигла 1,6 трлн рублей. А в рамках реализации нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства к 2024 году этот показатель должен составить 5 трлн рублей. Чтобы достичь этой цифры, министерство разрабатывает ряд специальных мер поддержки. «Минэконоразвития выступило с инициативой предоставить крупнейшим заказчикам возможность создавать программы по развитию МСП для их дальнейшего участия в закупках по 223-ФЗ. Уже разработан соответствующих закон, направленный на регулирование правоотношений при реализации программ развития, - рассказал Тепляков. – Мы предполагаем, что такие программы могут быть направлены на оказание крупнейшими заказчиками финансовой, консультационной, информационной, правовой помощи МСП. Считаем, что такой закон поможет создать условия для появления квалифицированных субъектов МСП, готовых участвовать в закупочной деятельности». Кроме того, по его словам, прорабатывается возможность обязать всех заказчиков, которые работают по 223-ФЗ осуществлять закупки у МСП.
Меры поддержки разрабатывает и Минпромторг, добавила заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики ведомства Надежда Лещенко. Так, по ее словам, для заказчиков установлена минимально допустимая доля закупок российских товаров и ограничен объем закупок иностранных товаров. «Часто от бизнеса поступают жалобы, что сложно подтвердить российское производство товара, - требования завышены, а акты экспертизы стоят дорого. Мы будем менять регламент, чтобы снять излишнюю нагрузку на бизнес», - добавила Лещенко.
Участники круглого стола сказали, что самый эффективный механизм снижения административной нагрузки на малый и средний бизнес – это максимальное сокращение плановых и внеплановых проверок МСП. При этом, по мнению экспертного сообщества, обязательную квоту закупок у МСП, предусмотренную 44-ФЗ, необходимо распространить и на средний бизнес. Однако часть экспертов считает, что такая мера будет эффективна только если доля среднего бизнеса в стране увеличится.
Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации