О перспективах предстоящей реформы Закона 223-ФЗ
Поддержка национальных производителей – это не просто реакция на санкции, а фарватер системной промышленной политики страны. Об этом в эксклюзивном интервью с главным редактором сетевого издания «Цифровые Закупки» Павлом Лисиным рассказал Антон Гетта, сопредседатель Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций при Комитете Государственной Думы по защите конкуренции.
– Антон Александрович, на протяжение нескольких лет Вы выступаете последовательным сторонником протекционизма для российской промышленности. Зачем надо защищать своих производителей на собственной территории?
– Начнем с того, что импортозамещение, ставка на собственные производственные мощности, особенно в сфере фундаментальных высоких технологий, машиностроения, энергетики, безопасности – это глобальный общемировой тренд, которому сегодня уверенно следуют все развитые экономики мира. Если мы не хотим оставить Российскую Федерацию на обочине, то просто обязаны считаться с этими внешними условиями. Но дело не только в макроэкономике.
Элементарная логика развития подсказывает, что невозможно двигаться вперед, не опираясь при этом на внутренний рынок сбыта. Неопровержимым доказательством является опыт крупнейших мировых корпораций, причем не только Юго-Восточной Азии, но Европы и США. Практически все доминирующие на мировом рынке компании и их новые технологические проекты стартуют в локальном сегменте спроса. Это жизненно необходимо для набора определенной критической массы. Условно говоря, по некоторым отраслям (скажем, по микроэлектронике) рентабельность возникает на объемах сбыта в сотни тысяч единиц. А это значит, чтобы выйти на окупаемость российских решений, требуется занять хотя бы минимальные плацдармы на внутреннем рынке. Такая же логика в большей или меньшей степени применима и к другим отраслям производства.
В очередной раз подчеркну, что откровенным протекционизмом через систему запретов и квот отнюдь не брезгуют наши партнеры в США и Европе. Не случайно, на ежегодном Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в марте 2021 года вице-премьер Юрий Борисов привел в пример американскую политику протекционизма, которую они успешно воплощают в жизнь со времен Великой депрессии. Так что, в этом контексте стремление Правительства России выстроить свои механизмы национальных квот и ограничений вполне обосновано и оправдано.
– Насколько эффективной является наша политика импортозамещения сейчас? Работают ли соответствующие законы, соблюдают ли поставщики и заказчики требования национального режима?
– Хотя за минувший год мы далеко продвинулись в развитии законодательства (это и квоты на закупку российских товаров, льготы, запреты, стимулы и новые инвестиционные ресурсы), – в значительной степени правоприменительная практика по данным направлениям пока остается недостаточной или уникальной. Да, по отклику отечественных предприятий, по данным статистики, мы уже видим явный положительный эффект. Но еще предстоит большой трудоемкий процесс, отработка регуляторных механизмов. Подчеркну, что ряд нормативных актов по импортозамещению вводится в хозяйственный обиход параллельно с «оптимизационным» пакетом поправок к 44-ФЗ. Эти правовые инструменты будут задействованы в комплексе, и в комплексе нужно будет оценивать их эффективность. Конечно, в процессе обнаружатся и недоработки закона. Вот почему для нас так важно получить оперативный отзыв не только от заказчиков, но и от промышленности. Уже давно таким достоверным каналом обратной связи для нас является Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам. Однако, чтобы сфокусировать внимание на проблемах импорта и технологического суверенитета страны, на платформе Общероссийского народного фронта нами был создан дополнительный инструмент общественного контроля – портал «Росквоты.рф».
– Какой эффект ожидается от этого проекта?
— Портал «Росквоты» адресован именно российским производителям и поставщикам, которые испытывают трудности с выходом на внутренний рынок сбыта, с разночтениями в госзаказе или сталкиваются с фактами антиконкурентной борьбы, откровенного лоббирования со стороны иностранных вендоров. Через «Росквоты» участник закупок может направить два типа сигналов:
- сигнал о неприменении квотирования (то есть о признаках ограничения доступа отечественных товаров в соответствии перечнем в ПП№ 2014 и ПП№ 2013);
- сигнал о нарушении запрета на допуск товаров иностранных государств (из перечней ПП№ 616, № 617, № 878 и № 1236).
Сигнал поступает в Оперативный штаб, который проводит первичную проверку. При наличии состава нарушения заказчику отправляется запрос на разъяснение. Если проблему не удается решить на предварительном этапе (а богатый опыт работы ОНФ показывает, что большинство возникающих трудностей снимается сходу в режиме профилактики), то в дело вступают уполномоченные контрольные органы и внешняя экспертиза.
Конечно, одна из главных целей портала «Росквоты.рф» – это выявить уязвимости контрактной системы в контексте импортозамещения и импортозависимости, обнаружить нормативные лазейки для иностранных поставщиков, повысить дисциплину и мотивацию работы заказчиков в условиях применения национальных квот. Льготами должны пользоваться те, кому они действительно предназначены.
– О какого рода уязвимостях контрактной системы идет речь?
– Первоочередную часть этих слабых мест мы уже обозначили на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в марте прошлого года, получив самый полный на тот момент срез мнений отраслевого сообщества. В числе самых распространенных: написание технических заданий под иностранных поставщиков; манипуляции со сроками поставки; размытые критерии продуктов российского происхождения. Однако хочу заметить, что круг этих проблем значительно шире и он выходит за пределы 44 федерального закона. Исторически сложилось, что именно госкорпорации и госкомпании являются потенциальными потребителями российских промышленных наукоемких продуктов. А значит, от их закупочной деятельности в буквальном смысле зависит и дальнейшая судьба российской индустриализации. Так, мы неизбежно подходим к следующей законодательной коллизии – развитию 223-ФЗ.
– В конце 2021 года стало известно, что практические подходы к реформе 223-го закона поручено выработать именно Экспертному совету Госдумы по развитию конкуренции. Об этом сообщил первый вице-спикер Александр Жуков. Как сопредседатель Экспертного совета, что Вы можете рассказать об этой работе?
– Методика законотворческой деятельности в сфере закупок уже достаточно четко обкатана нами в рамках подготовки «оптимизационного» пакета поправок к 44-ФЗ. В первую очередь, должны быть учтены мнения всех участников закупочного процесса (заказчики, поставщики, регулятор и контролеры, общественные организации). Процесс сбора и анализа информации уже идет полным ходом. Специально для этих целей, для совершенствования нормативной базы и закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ, на платформе Гильдии был сформирован «Союз Профессиональных Поставщиков». Жизненно заинтересованы в процессе и другие организации: Союз машиностроителей Росси, Лига оборонных предприятий, опорные финансовые структуры корпораций, институты развития, консорциумы отечественных производителей, научные учреждения… Как видим, 223-й закон – это гораздо более сложная зона пересечения интересов и траекторий развития корпораций, каждая из которых, к тому же, является еще и уникальной экономической экосистемой.
Поэтому, говоря о реформе 223-ФЗ, мы подразумеваем не тотальную перекройку закона, а лишь выработку базовых рамочных правил для госкомпаний и корпораций в таких парадигмах как импортозамещение, применение национальных квот, закупки у субъектов малого и среднего бизнеса, использование электронных площадок и электронных сервисов торговли. То есть, речь идет о регулировании в тех областях, где оно уже давно напрашивается: для оздоровления национальной экономики, для оживления деловой среды, развития фундаментальной и прикладной науки, повышения конкуренции, прозрачности и доступности рынка для российских производителей.
– Как проблемы форсированного развития технологий связаны с реформой 223-ФЗ? Какие планы по реализации научных целей и задач страны, поставленных Президентом, лежат в контексте данного закона?
– Практика показывает, что одних только рыночных стимулов недостаточно для запуска наукоемких производств, для цифровой модернизации предприятий, развития стартапов… Требуется осмысленная индустриальная политика со стороны государства. В этой связи решающую роль должна играть «единая система национальных стандартов», которую в прошлом году поручил создать вице-премьер Юрий Борисов. Ждем результатов от Минпромторга и его подведов. Задачи промышленной стандартизации пересекаются с нашей законотворческой работой над 223-ФЗ. Обсудим эти перспективы в рамках предстоящего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», в апреле 2022 года.
Источник: Цифровые закупки