Ограничение закупок компаниями с госучастием иностранной продукции не одобрено Государственно-правовым управлением Президента
Очередные попытки правительства ввести для компаний с госучастием ограничения и запреты на закупку импорта не нашли поддержки в Государственно-правовом управлении (ГПУ) Президента. Предложения Минфина сделать это со ссылкой на их социальные функции признаны несостоятельными — деятельность госАО свести к некоммерческой затруднительно. В результате ГПУ констатирует, что в предложенном виде поправки противоречат нормам ВТО. Хотя возможности этого института сейчас ограничены, а российский протекционизм укрепился на почве санкций и потребности в импортозамещении, отказываться от международных обязательств в ГПУ не советуют. Это может свидетельствовать о приверженности РФ статусу участника международных отношений, хоть и в концепции разделения партнеров на дружественные и недружественные.
Денис Мантуров поручил Минфину, Минпромторгу, Минэкономики, ФАС и Казначейству доработать законопроект, нацеленный на унификацию правил применения национального режима в госзакупках (по 44-ФЗ) и закупках по 223-ФЗ в связи с замечаниями ГПУ. Переписанный проект нужно внести в правительство до 25 октября. В Минпромторге получение поручения подтвердили.
Речь идет о проекте Минфина, который предлагает два варианта обоснования преференций для российских поставщиков в рамках закона 223-ФЗ, формально разрешенные соглашением ВТО,— в отношении закупок для военных целей (для госкомпаний—исполнителей гособоронзаказа) и в отношении закупок заказчиков, которые относятся к некоммерческим организациям и созданы для выполнения социальных и управленческих функций. Широта этой конструкции должна была помочь государству распространить национальный режим де-факто на любые закупки компаний с госучастием и мотивирована экономическими интересами. Так, в августе Денис Мантуров указывал на ограниченную емкость внутреннего рынка и потребность в стимулировании спроса на отечественную продукцию за счет распространения нацрежима на 223-ФЗ (этот рынок примерно втрое больше прямых госзакупок).
В госзаказе запреты и ограничения на закупки импорта уже распространены (ценовые преференции и отказ от предложения иностранцев при наличии отечественных поставщиков). Сейчас Минфин занимается оптимизацией этих норм.
В закупках госкомпаний же они не применяются из-за обязательств РФ перед ВТО, хотя протекционистское лобби годами настаивает на создании механизмов обхода этих правил. Так, введение квот на закупку отечественной продукции госкомпаниями, также не нашедшее поддержки ГПУ, сопровождалось поручением президента сделать механизм «потоньше» для соответствия нормам ВТО.
Новые поправки стали возможны из-за усиления санкций и потребности РФ в ускоренном импортозамещении и разработаны по указанию Президента упростить закупки отечественной продукции. Инициатива Минфина, однако, также вызвала замечания в части ее «совместимости» с международными обязательствами РФ. Правила ВТО, отмечается в отзыве ГПУ, позволяют устанавливать изъятия из нацрежима в отношении товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не с целью коммерческой перепродажи. Однако заказчики, которые осуществляют закупки по 223-ФЗ, это не только некоммерческие организации, чья деятельность сводится к «правительственным целям», но и субъекты госмонополий или компании, в уставном капитале которых доля государства более 50%. Их деятельность «не представляется возможным квалифицировать как некоммерческую». В связи с этим, подчеркивают в ГПУ, нельзя согласиться с утверждением, что «законопроект полностью учитывает международные обязательства РФ»: документ требует концептуально иного подхода или обоснования.
Подробнее: Коммерсантъ
31.08.2023