Победитель закупки обязан подписать договор, даже если переговоры о снижении его цены затянулись
Кассация не согласилась с нижестоящими судами в том, что участника необходимо исключить из РНП из-за отсутствия в его действиях признаков недобросовестности (в т. ч. намеренного бездействия) и умысла не подписывать договор.
Суд округа указал, что длительные переговоры о снижении цены договора не снимают с участника обязанности подписать его. Для включения в РНП неважно, умышленно или по небрежности не сделано все необходимое для подписания договора.
Обстоятельства дела
Участник подал заявку на участие в открытом запросе предложений в электронной форме по поставке мебели для субъектов МСП. Закупку признали несостоявшейся, т. к. к участию был допущен только он, с участником решили заключить договор, предварительно проведя переговоры о снижении цены.
Договор должны были заключить до 14 мая 2021 г.
27 апреля на переговорах цену снизили.
30 апреля заказчик направил договор на подписание участнику.
Участник в срок договор не подписал, что стало основанием для его включения в РНП.
Участник обжаловал решение УФАС в суде. Две инстанции требования удовлетворили, расценив поведение участника как добросовестное: он не подписал договор, поскольку его проект и спецификация не учитывали достигнутые сторонами преддоговорные соглашения.
Суд округа отменил принятые по делу акты нижестоящих инстанций, отметив три момента:
- договор по результатам конкурентной закупки с участием МСП заключают с использованием электронной площадки (п. 28 ч. 3.4 Закона 223-ФЗ). Если у участника закупки есть претензии к проекту договора, они указываются в протоколе разногласий. Его направляют заказчику, который рассматривает протокол и возвращает участнику доработанный проект либо прежнюю версию с указанием причин отказа учесть замечания;
- проведение преддоговорных переговоров по согласованию условий договора не объясняет неподписание участником документа в последующем. Участник был обязан заключить договор;
- суды указали, что участник не подписал договор, поскольку его редакция и спецификация не учитывали достигнутые в результате переговоров соглашения. Однако суды не установили разногласий и возражений участника, спорных условий и не учли положения п. 28 ч. 3.4 Закона 223-ФЗ.
Источник: Конкуренция и право
27.09.2022