Положение о закупке АО «Башкиравтодор» в части норм о закупке ЕП признано антимонопольным органом не соответствующим законодательству
Управление ФАС по Башкирии выявило нарушения Закона 135-ФЗ в положении о закупках АО «Башкиравтодор»» и предписало внести в него изменения. По данным УФАС, условия положения позволяют заказчику проводить закупки у ЕП на конкурентных рынках. Компания пыталась доказать, что в иных случаях работа с определенными контрагентами позволяет минимизировать риски оказания некачественных услуг, однако УФАС это не убедило. В ходе рассмотрения дела «Башкиравтодор» представил новую редакцию положения, которая также не устроила антимонопольную службу.
Как следует из решения УФАС (https://br.fas.gov.ru/to/bashkortostanskoe-ufas-rossii/6171606e-8af7-4210-8168-a2a21b10b6e1/) в свое положение о закупке компания включила случаи закупки у ЕП на конкурентных рынках, что нарушает требования федерального законодательства. «Башкиравтодору» предписано в течение месяца внести изменения в положение.
В прошлом году совет директоров компании утвердил положение о закупках. Вопросы у комиссии УФАС вызвал пункт раздела «Порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика». В ходе его анализа антимонопольное ведомство установило, в частности, что подобные закупки допускаются в случаях заключения договоров купли-продажи или аренды в отношении недвижимости для участия в выставках, для обеспечения производственного и технологического процесса, при закупке медикаментов и медицинских изделий, продления отношений с поставщиками при ранее заключенных договорах, если издержки от смены поставщика превышают потенциальную выгоду от заключения договора с новым поставщиком, а также для услуг по содержанию, эксплуатации, охране, обслуживанию зданий и помещений и имущества «Башкиравтодора».
Например, в 2021-2022 годах «Башкиравтодор» заключил четыре договора по аренде дорожно-строительной техники с четырьмя компаниями как с ЕП, хотя этот рынок является конкурентным, указало УФАС. Спорные условия положения позволяют компании заключать договоры с конкретным поставщиком неограниченное количество раз, что является ограничением конкуренции, считают в УФАС. В ведомстве подчеркнули, что заказчик должен «иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным, либо в значительной степени лишает заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку». Иначе закупка у ЕП является злоупотреблением правом и уклонением от конкурентных процедур.
«Башкиравтодор» не согласился с претензиями. В письме комиссии представители компании заявили, что порядок подготовки и проведения процедур закупок устанавливается заказчиком самостоятельно. Работа с определенными контрагентами исключает риск поставки некачественного товара или оказания некачественной услуги, позволяет сохранить стоимость поставки на прежнем уровне — по цене, определенной предыдущим договоров, пояснил ответчик.
Комиссия УФАС не приняла эти доводы, после чего «Башкиравтодор» разработал и утвердил новое Положение о закупках с изменениями, в том числе, по замечаниям управления, сообщили в компании. В новой редакции, в частности, предполагается проводить закупки у ЕП, если у заказчика не получится выбрать контрагента путем проведения закупки другим способом, необходимо срочно закупить товары и услуги во исполнение предписаний контролирующих органов, в связи с отсутствием целесообразности смены текущего поставщика по соображениям стандартизации.
Однако антимонопольное ведомство сочло эти условия расплывчатыми и неконкрентными, позволяющими заключать договор с нужным поставщиком неограниченное число раз, даже если речь идет о конкурентных рынках.
Источник: Коммерсантъ
13.09.2023