Правительство конкретизирует санкционные затемнения в экономике
Правительство последовательно закрывает доступ к базам данных о юридических и физических лицах, чтобы избежать расширения санкций.
В частности, Минфин предлагает формализовать перечень компаний, которые смогут засекретить часть данных о себе в реестрах юрлиц и финансовой отчетности, такие послабления затронут около 1,3 тыс. компаний.
Юристы предупреждают о рисках закрытия информации для их контрагентов и прозрачности рынка в целом. Засекречивание данных о закупках по Закону 223-ФЗ уже повлияло на качество аналитики и прогнозирования в секторе.
Вслед за разрешением российским компаниям не размещать в открытом доступе корпоративные сведения и бухгалтерскую отчетность Минфин разработал проект постановления правительства, уточняющий перечень компаний, которые могут засекретить часть таких данных. Подсанкционные компании, против которых введены или могут быть введены ограничения, проектом освобождены от обязанности публично размещать информацию в Едином государственном реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и информресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО). Но поскольку механизм идентификации таких подсанкционных лиц отсутствует, ведомство опасается злоупотреблений правом на закрытие доступа к информации — это «влечет за собой нарушение принципа открытости и достоверности ЕГРЮЛ и ГИРБО и препятствует эффективному правоприменению», считают авторы опубликованного на regulation.gov.ru документа.
Для подтверждения подсанкционного статуса и включения в перечень компании должны будут подать заявление в Минфин — при снятии санкций компании из списка будут исключены и вновь обязаны раскрывать данные публично.
Проект не меняет правила ограничения доступа к информации в ЕГРЮЛ, влияние его неоднозначно. С одной стороны, появятся критерии и список компаний, которые могут засекречивать информацию, что повышает удобство для Минфина и подсанкционных компаний. С другой стороны, засекречивание информации в ЕГРЮЛ создает неудобства для контрагентов, так как нет публичного достоверного источника, по которому можно проверить информацию, например, о собственниках, руководителе и правопреемнике компании.
Напомним, что государство последовательно продолжает закрывать публичные данные, объясняя это необходимостью противодействовать расширению санкций. Точечное, но повсеместное закрытие таких данных в перспективе несет риски для прозрачного и эффективного госуправления, в том числе за счет ухудшения аналитики и прогнозирования. Так, исключение из общего доступа данных о закупках по Закону 223-ФЗ уже вылилось в нерелевантную статистику Корпорации МСП о закупках госАО у МСП, несмотря на наличие таких данных у Минфина.
Подробнее: Коммерсантъ
25.07.2022