При закупке обязательного аудита корпоративный заказчик становится субъектом контроля по Закону 44-ФЗ
Акционерное общество с госучастием, осуществляющее закупки по Закону 223-ФЗ, проводило открытый конкурс в электронной форме для приобретения услуг обязательного аудита.
Антимонопольный орган по жалобе провёл внеплановую проверку действий заказчика и выдал предписание. Его обязали устранить нарушения ст.48 Закона 44-ФЗ и завершить закупку согласно требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчик предписание не исполнил, за что был привлечён к ответственности по ч.7 ст.19.5 КоАП в виде штрафа. Он обжаловал действия антимонопольного органа, ссылаясь на то, что субъектом контроля по Закону 44-ФЗ не является, т.к. не относится к числу государственных или муниципальных заказчиков.
Суды трёх инстанций отклонили доводы заказчика. Они отметили, что 100% акций общества принадлежит госкорпорации, т.е. доля государственной собственности в капитале общества превышает 25%.
Это обязывает подобные организации на основании Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности в порядке, установленном Законом 44-ФЗ.
Минфин и ФАС России совместным письмом № 24-04-06/3691 и № РП/4072/18 от 24.01.2018 разъяснили, что в отношении таких компаний (за отдельным исключением) в части порядка определения исполнителя услуги аудита применяются положения Закона 44-ФЗ. Размещая закупку, заказчик также сослался на данный закон.
Поэтому за нарушения процедуры проведения конкурса в данном случае общество отвечает также, как и заказчик по Закону 44-ФЗ. Значит, он является субъектом административной ответственности по ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ.
Верховный Суд РФ истребовал материалы дела, но оснований для пересмотра не нашёл.
Источник: Фабрикант по Определению Верховного Суда РФ от 17.10.2024 по делу № А56-10376/2023
22.10.2024