«Росатом», «Газпром нефть» и «Роскосмос» хотят отложить переход на российский софт
Крупнейшие промышленные компании в очередной раз попросили дать им «переходный период», т. е. отсрочку для перевода объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественный софт. Ассоциация крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (АКП ПОО), основанная «Росатомом», «Газпром нефтью», «Транснефтью», РЖД, Дом.РФ, «Роскосмосом», «Ростехом» и «Ростелекомом», 3 сентября обратилась к министру цифрового развития Максуту Шадаеву и председателю комитета Госдумы по информполитике Александру Хинштейну с просьбой предусмотреть индивидуальные сроки перехода на отечественный софт объектов КИИ. «Ведомости» ознакомились с копией письма.
По указу президента Владимира Путина с 1 января 2025 г. госорганам и госкомпаниям запрещено использовать иностранное программное обеспечение (ПО) на объектах КИИ. Помимо того в марте 2024 г. правительство внесло в Госдуму законопроект, который наделил бы кабмин полномочиями определять по каждой отрасли типы информсистем, которые нужно относить к значимым объектам КИИ. В конце июля законопроект был принят в первом чтении, с тех пор остается без движения. Но требование по переходу объектов на отечественное ПО с 1 января 2025 г. остается неизменным. Поэтому формально компании имеют право самостоятельно определять, какие элементы их инфраструктуры относятся к КИИ. Зачастую компании этим пренебрегают и минимизируют количество систем, которые определяются как значимые объекты КИИ.
Авторы письма утверждают, что сложившаяся практика реорганизации и присоединения юрлиц приводит к тому, что требования для различных структур внутри одной компании могут различаться. Из-за временных несоответствий «возрастает риск невозможности перехода на отечественные IT-решения на значимых объектах КИИ в установленные сроки с учетом процессов реорганизации».
В ряде отраслей промышленности невозможно заменить определенные классы IT-решений в указанные сроки, поэтому обращение и появилось, говорит директор департамента транспорта и логистики «Рексофта» Александр Семенов. Это прежде всего касается сложных систем или решений, для которых нет прямых аналогов российского производства.
11.10.2024