Сегмент корпоративных закупок столкнулся с отсутствием квалифицированных закупщиков
Российские компании с госучастием испытывают сложности с привлечением специалистов по закупкам, заявили участники совместного заседания комитетов по управлению закупочной деятельностью и по управлению человеческими ресурсами Ассоциации менеджеров.
"С людьми плохо, совсем плохо, - сказал руководитель практики "Промышленность и энергетика" компании Odgers Berndston Russia (занимается, в том числе, подбором руководящих кадров для крупных компаний) Рустам Бостанов. - Большинство заказчиков решает проблему самостоятельно". У кадровой проблемы в сфере закупок две основные проблемы - демографический кризис и кризис системы образования. "Необходимы инвестиции в собственную систему развития (сотрудников), привлечение профильных органов власти, которые в настоящее время с готовностью включаются в решение кадровых и образовательных проблем", - добавил Бостанов.
Особенно актуальна кадровая проблема в сфере закупок в регионах. По словам заместителя директора департамента закупочной деятельности Россельхозбанка Александра Подгорного, банк столкнулся с этой проблемой при выстраивании новой структуры, предусматривавшей создание закупочной вертикали в каждом региональном филиале.
"Столкнулись с тем, что найти квалифицированных работников - особенно в регионах - нетривиальная задача, - сказал Подгорный. - Встал вопрос обучения и удержания сотрудников". При этом он подчеркнул, что только материальная мотивация для привлечения и удержания закупщиков не работает. "Пошли по пути выращивания специалистов - запустили в структуре банка школу закупщиков, которая представляет собой многоступенчатую систему подготовки сотрудников", - рассказал Подгорный.
По мнению директора по закупкам ПАО "Россети" Екатерины Григорьевой, универсальная система подготовки закупщиков вряд ли поможет в решении кадровой проблемы. По крайней мере, в сегменте закупок 223-ФЗ.
"В сегменте 223-ФЗ найти готового специалиста невозможно, поскольку у каждого заказчика своя система закупок, - пояснила Григорьева. - 223-ФЗ - не Закон 44-ФЗ, где все регламентировано - этот закон рамочный, и каждый заказчик в своем положении о закупках выдерживает только базовые принципы, а все существенные особенности у многих индивидуальны".
С точки зрения HR-служб, основная проблема кадрового обеспечения закупочных подразделений заказчиков другая.
"Основная проблема заключается в том, что HR ничего не знает про закупщиков, кто они, что должны делать, - сказал директор по организационному развитию АО ЕЭТП Виктория Яшина. - Чтобы подобрать специалиста по закупкам, кадровик должен войти в проблематику закупочной деятельности". Яшина также указала на отсутствие профильного обучения будущих закупщиков.
По мнению участников заседания, наиболее эффективным способом решения кадровой проблемы является обучение и выращивание необходимых специалистов.
Заместитель гендиректора по развитию "Росэлторга" Виктор Симоненко считает, что говорить о дефиците кадров в сфере закупок преждевременно. Речь идет скорее о сложности поиска необходимых специалистов.
При этом Симоненко отметил, что сейчас происходит качественное изменение профессии закупщика. Если прежде такой специалист должен был уметь организовывать и проводить закупки в соответствии с требованиями нормативной правовой базы, то сейчас, по мере цифровизации компаний, автоматизации закупочных процессов и усложнения самих закупочных систем заказчиков, на первое место выходят навыки работы с этими системами.
"Закупщик превращается в оператора системы закупок, в задачу которого входит правильно и оперативно ввести соответствующую информацию в систему", - добавил он.
Источник: Интерфакс-Proзакупки
19.07.2024