Суд: действия корпоративных заказчиков в отношении участников закупки должны отвечать критериям добросовестности
Арбитражный суд города Москвы признал законными решение и предписание Московского областного УФАС России о нарушении корпоративным заказчиком Закона 223-ФЗ (дело № А40-203825/2021).
Ранее в УФАС поступила жалоба участника закупки на действия корпоративного заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по переконсервации генераторов-двигателей и насос-турбинного оборудования для нужд заказчика.
По результатам рассмотрения, УФАС признало жалобу обоснованной, выдало обязательное для исполнения предписание.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заказчик обратился в суд.
Установлено, что заказчик отклонил заявку участника в связи с тем, что участник не предоставил всю требуемую информацию после внесения изменений в аукционную документацию.
Однако суд отмечает, что до внесения заказчиком изменений в аукционную документацию, заявка общества соответствовала требованиям заказчика, а после внесения изменений, информация, представленная в составе заявки становится для заказчика «неактуальной».
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур, на что ссылается заказчик, не освобождает от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. Указанные действия заказчика не отвечают критериям добросовестности, поскольку не учитывают права и законные интересы, в данном случае - общества, как участника закупочной процедуры, так как приводят к необоснованному отклонению заявки.
Арбитражный суд города Москвы отказал заказчику в удовлетворении требований и подтвердил законность и обоснованность решения и предписания Московского областного УФАС России.
Источник: Арбитражный суд Москвы