Суд признал незаконными действия корпоративного заказчика по дроблению закупок и формированию НМЦ договоров
Корпоративный заказчик провел четыре запроса котировок на оказание услуг по обеспечению осуществления региональным оператором по обращению с ТКО (твердые коммунальные отходы) на территории Калининградской области расчетов с отходообразователями с классификатором ОКПД2 63.11.11.000 «услуги по обработке данных» и заключил договоры по их итогам.
УФАС обратилось в суд с требованиями об отмене запросов котировок, а также заключенных по их результатам договоров.
Суды, удовлетворяя требования УФАС, признавая запросы котировок и договоры по их результатам недействительными, отметили:
- все запросы котировок имеют аналогичный предмет закупки: оказание услуг по обеспечению осуществления региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области расчетов с отходообразователями; аналогичную НМЦД: 6 996 600 рублей 00 копеек; аналогичный перечень услуг, подлежащих выполнению; аналогичный источник финансирования; размещены в ЕИС в один и тот же день; не содержат требований об обеспечении заявок и обеспечении исполнения договоров;
- вышеизложенное указывает на единую потребность заказчика на получение услуг в течение года;
- Положение о закупке позволяет сделать вывод о том, что запрос котировок является аналогом аукциона, поскольку единственным критерием сопоставления заявок в указанных закупках выступает цена. Поэтому при проведении запросов котировок необходимо существование функционирующего рынка (то есть наличие товаров серийного производства, типовых работ и услуг, сравнивать которые можно только по их ценам);
- указанное выше условие не распространяется на запросы котировок, так как услуги, являющиеся предметом закупок, нельзя определить как серийные и типовые;
- в соответствии с Положением о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения о НМЦД. Из извещения о проведении запросов котировок следует, что определение и обоснование НМЦД произведено в соответствии с Приказом Министерства экономического развития от Российской Федерации от 02.10.2013 № 567;
-однако расчеты НМЦД, приведенные в извещении о проведении запросов котировок, не соответствуют указанным Методическим рекомендациям, а именно – корпоративный заказчик искусственно занизил НМЦД с 7 571 200 рублей 00 копеек до 6 996 600 рублей 00 копеек, в результате чего получил в соответствии с Положением о закупке возможность проведения запросов котировок вместо торгов в форме конкурса;
- дробление закупок привело к отсутствию конкуренции, в закупках принял участие один участник.
Подробнее: Постановление АС Северо-Западного округа от 06.09.2022 по делу № А21-3115/2019
13.09.2022