Суд: законодатель наделил корпоративного заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам
Корпоративный заказчик проводил открытый конкурс в ЭФ на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту турникетного и информационного оборудования.
ФАС признала неправомерными действия заказчика, выраженные в том, что участник должен:
- обладать опытом оказания услуг по обслуживанию и/или ремонту турникетного оборудования, стоимость которого составляет не менее 20% НМЦД;
- располагать квалифицированным персоналом - не менее 147 электромехаников не ниже 3 группой допуска по электробезопасности в электроустановках до 1000 В.
ФАС также признала неправомерным порядок оценки по критерию «Цена договора»:
- «Заявкам участника, в технических предложениях которых содержатся предложения демпинговой цены (сниженной на 25% и более от НМЦ присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора»;
- при предложении участником демпинговой цены, участникам, представившим различные ценовые предложения, будет присвоено одинаковое количество баллов по критерию «Цена договора», что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение при предоставлении ценовых предложений, и не позволяет однозначным образом выявить лучшее ценовое предложение.
Суд первой инстанции признал решение ФАС законным. Суд апелляционной инстанции, признавая решение УФАС незаконным, отменяя решение нижестоящего суда, отметил:
- Положением о закупке предусмотрено право по установлению к участникам закупки квалификационных требований, которые устанавливаются в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик продукции, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством, нормативными документами;
- требования устанавливаются в связи с необходимостью выбора контрагента, который в результате осуществления предпринимательской деятельности по поставке оборудования электрификации и электроснабжения приобрел необходимую квалификацию в сфере осуществления такой деятельности. Соответствие данному требованию позволяет определить участников, специализирующихся в данном сегменте рынка, обладающих необходимой для осуществления поставок инфраструктурой, что существенно снижает риски невыполнения обязательств контрагентом, и возможность поставки некачественного и/или контрафактного оборудования;
- ни Гражданский кодекс, ни Закон 223-ФЗ не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования;
- законодатель наделил заказчика самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям;
- порядок оценки заявок с демпинговой ценой предусмотрен в соответствии с Положением о закупке, согласно которому заказчиком могут применяться антидемпинговые меры;
- установление особого порядка оценки обусловлено необходимостью исключения недобросовестного поведения участников, при котором ими предлагается заведомо низкая цена с целью обеспечения победы участия в конкурсе.
Подробнее: Постановление 9 ААС от 21.07.2022 по делу № А40-281552/21
06.08.2022