Суды: положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень случаев закупки у ЕП, чтобы исключить возможность неэффективного расходования денежных средств
УФАС провело плановую выездную проверку корпоративного заказчика, в рамках которой проведен анализ положения о закупке. Установлено, что положением предусмотрено 42 случая осуществления закупки у ЕП.
УФАС пришло к выводу о том, что закрепленные в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у ЕП во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, в отсутствие обоснования и срочной потребности, не соответствуют требованиям Закона 223-ФЗ и нарушают ч. 1 ст. 17 Закона 135-ФЗ, так как создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, а также экономически неэффективному расходованию денежных средств.
В этой связи в адрес заказчика вынесено предписание о необходимости внесения изменений в положение о закупке. Заказчик обратился в суд.
Суды, признавая решение УФАС законным, отметили:
- для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у ЕП, проводимая по правилам Закона 223-ФЗ, целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам,
- положение о закупке не может вступать в противоречие с принципами федерального законодательства в сфере антимонопольного регулирования,
- положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень случаев закупки у ЕП, чтобы исключить возможность неэффективного расходования бюджетных средств,
- анализируя основания закупки у ЕП, суд приходит к выводу о том, что большая их часть не имеет разумных и объективных причин, объясняющих неприменение заказчиком конкурентных процедур, что противоречит принципам закупочной деятельности, указанным в ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ и сформулирована так, чтобы охватить практически любые потребности заказчика,
- не обосновано проведение закупки у ЕП услуг по обучению или проведению тематических семинаров (совещаний, тренингов, форумов, конференций), услуг почтовой, стационарной, мобильной связи, услуги телеграфной связи, телематические услуги, услуги связи по передаче данных.
Источник: Постановление 8 ААС от 22.02.2023 по делу № А75-16759/2022
02.03.2023