Участники форума ГОСЗАКАЗ обсудили вопросы изменений Закона 223-ФЗ
Цифровые закупки: Участники форума ГОСЗАКАЗ обсудили самый сложный вопрос закупочного законодательства в формате делового обеда.
Впервые за пятнадцать лет работы Форума в списке мероприятий особая модель неформального общения на сложную тему. На площадке ГОСЗАКАЗА состоялся «Деловой обед», тематической интригой которого заявлен самый смелый вопрос национальной контрактной системы: «ФЗ-223: что требует изменений? Практические кейсы от поставщиков и реакция заказчиков».
В дружеской обстановке ресторана «Московское небо» представители госкорпораций, естественных монополий, бизнеса, депутатского корпуса, Правительства РФ, а также ФАС и Казначейства России высказали свою точку зрения на возможные изменения в ФЗ-223 и привели примеры нормативных и административных преград, с которыми сталкиваются отечественные товаропроизводители в процессе закупок.
Дело в том, что 223 закон (закупки госкорпораций) остается самой незарегулированной областью права в российской экономике. Это не смотря на то, что львиная доля госконтрактов осуществляется именно в его поле действия. Это значит, что две трети юридических лиц расходуют свой бюджет практически без правил! Наибольшая доля продукции, закупаемой в рамках национальных квот, также закупается по 223 закону. Учитывая тот факт, что механизм квотирования еще не успел заработать в полную силу, это является основанием для серьезного беспокойства за успех исторической задачи промышленного развития.
Антон Гетта, Заместитель председателя Оргкомитета. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, координатор Бюро расследований ОНФ:
– Мы навели порядок в 44-ФЗ, приступим и к 223-ФЗ, который сегодня является недоработанным. Требуется совместная выработка предложений вместе с Правительством, ФАС и Минфином. Также хочу напомнить, что любые начинания, придуманные законотворцами в отрыве от реальной практики, не получившие отклика региональных экспертов, бизнеса, могут только ухудшить, и даже блокировать развитие экономики. Поэтому нам крайне важен отклик отраслевого сообщества, таких организаций как «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам».
В ходе делового обеда были презентованы инструменты успешной работы в рамках корпоративных закупок. Председатель правления Гильдии закупщиков Лидия Никифорова представила собравшимся новую аналитическую и совещательную структуру «Союз профессиональных поставщиков», которая может оказаться полезной в выработке правоприменительной практики и защите интересов отечественных производителей.
Евгений Данчиков, Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы, рассказал об опыте Москвы в контроле закупок. Предвосхищая некоторые решения законодателей, Москва предоставила заказчикам удобную структуру работы по 223 закону. Система оказалась передовой за счет централизации, использования типовых положений, перевода всех процедур без исключения в электронный вид, а также использования удобных цифровых сервисов: интеграции с деловыми системами заказчиков, верификации документов, электронного согласования.
Со своими предложениями о реформировании норм 223-ФЗ выступили представители госкомпаний. Поставщики и заказчики разного уровня высказались о том, что, на их взгляд, мешает индустриальному развитию России. Одним из таких препятствий, по общему мнению, например, является методология определения российского происхождения продукции. Она очевидно требует доработки. Со стороны поставщиков из индустриального также поступило предложение дополнить закон о закупках иными критериями эффективности, кроме ценового снижения; особенно для сложной наукоемкой продукции машиностроения (например такими, как наличие серийного отечественного производства). И ограничить минимальный срок поставки. Сегодня у заказчика есть все возможности закупать продукцию иностранного происхождения с заданными техническими параметрами вытесняя с рынка российские аналоги.
Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ пожаловались на отсутствие единой правоприменительной практики со стороны контролера. Эту проблему прокомментировал Артем Лобов, начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России:
– Если в 44-ФЗ у нас есть прозрачный и единообразный свод правил, то о 223 законе этого не скажешь. Минимум статей и практически никаких механизмов. Поэтому позиция разная не только у управлений ФАС, но и у Прокуратуры, Счетной палаты и судов по всей стране. Необходимо ввести единые правила, тогда можно будет говорить об адекватном регулировании.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова предостерегла от прямой имплементации норм 44-ФЗ в 223 закон:
– Мы излишне увлеклись регулированием, упустив из вида базовые вопросы: как формируются технические задания, как прописываются технические условия, кто проверяет качество поставки товаров и услуг? Где эта проверка? Критерий ценового снижения полностью обнуляется без наличия инструментов экспертизы качества в закупках.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе напомнила о государственной природе средств, задействованных в закупках по в 223-ФЗ:
– Необходимо, чтобы российские предприниматели и производители получили равный доступ к тем 30 триллионам рублей, которые заложены в корпоративный сектор. А ведь это квазигосударственные деньги. Зарабатывать на тарифе – это не то же самое, что зарабатывать на открытом рынке. Поэтому нужно постепенно двигаться в сторону нормального регулирования. Никто не говорит о сближении 223-ФЗ с 44-ФЗ, сейчас речь идет хотя бы о базовых правилах. Защиты двух сторон контракта – однозначно не хватает. Почему типовые закупки применяются только для малого бизнеса? Почему не для всех? Зачем десятки электронных площадок, на которых что-то размещается по неоднозначным правилам? Деятельность операторов площадок должна быть понятной и прозрачной не только для заказчиков и поставщиков, но и для органов контроля.
По словам Анны Катамадзе, идеологию 223 закона и его ключевые цели еще можно и нужно обсуждать, но базовые правила правоприменительной практики давно пора установить: в этом выгода и заказчика, и государства, и поставщиков.
Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
– Наши естественные монополии конечно хотят закупать качественную продукцию, в том числе и зарубежную. Но поскольку речь идет о государственных деньгах, нужно развернуться лицом к российским поставщикам. Поэтому 223-ФЗ требует минимального регулирования, элементарных правил, которые позволят защитить их права.
Замглавы Минфина Алексей Лавров призвал не спешить с регулированием 223-ФЗ, а также отметил, что механизм квотирования требует существенной доработки. Иначе его эффект будет утерян:
– Важно доработать механизм автоматической идентификации страны происхождения товара. Как это сделать, пока что нет понимания. А если это не сделано, то настройка механизма квот будет бесполезной. В РФ будет поступать формально евразийская продукция. Давайте сделаем Каталог высокотехнологичной продукции с запретом дополнительных характеристик. Что, кстати, успешно сделали в радиоэлектронной промышленности.
Еще одним препятствием, по мнению Алексея Лаврова является так называемая «заточка» технических заданий под конкретного поставщика, которая позволяет обойти любые фильтры национального режима за счет указания уникальных характеристик продукции. По мнению замглавы Минфина нормы квотирования и импортозамещения, в том числе и балльную систему, предлагаемую Минпромторгом для определения страны происхождения, следует сначала отработать на 44-ФЗ. Лишь после этого можно браться за реформу 223 закона.
По итогам делового обеда будет сформирован блок законодательных инициатив, поступивших как от заказчиков, так и от поставщиков, для их включения в итоговую резолюцию Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» для рассмотрения в рамках весенней сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Источник: Цифровые закупки