УФАС признало нарушающими антимонопольное законодательство нормы положения о закупке заказчика, позволяющие проводить закупки у ЕП на конкурентных рынках
Башкортостанское УФАС России на основании материалов районной прокуратуры проанализировало положение о закупке корпоративного заказчика в части проведения закупок у ЕП и установило следующие нормы ПоЗ, которые подразумевают:
- проведение закупки у ЕП, когда требуется заключить (пролонгировать) договор аренды недвижимого имущества, при условии, что закупка у ЕП имеет преимущества перед закупкой при помощи конкурентной закупки.
Вместе с тем, отсутствие в ПоЗ ссылок на то какие преимущества перед конкурентной закупкой имеют значение для заключения договора аренды недвижимого имущества с ЕП позволяет заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки у ЕП на конкурентных рынках, соответствующих коду ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом),
- проведение закупки товаров (работ, услуг) по сниженным в течение определенного промежутка времени ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные).
Вместе с тем, в ПоЗ отсутствует информация о том, каким образом заказчик будет определять снижение цен, будет ли соответствующая подтверждаться аналитикой или мониторингом рынка, ввиду чего изложение указанного пункта в такой редакции позволяет заказчику осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов,
- совершение сделок с имущественными правами, а также покупку недвижимого имущества.
Вместе с тем, рынки соответствующие коду ОКВЭД 68 (Операции с недвижимым имуществом) являются конкурентными, соответственно, изложение указанного пункта в такой редакции позволяет заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов,
- осуществление закупки товаров, работ и услуг, связанных с безопасностью заказчика и его сотрудников, а также их собственности, относящихся к сфере деятельности предприятий охраны.
Вместе с тем, необходимо отметить, что рынки соответствующие коду ОКВЭД 80.10 (Деятельность частных охранных служб) являются конкурентными, соответственно, изложение указанных пунктов в такой редакции позволяют заказчику не проводить конкурентные закупки и осуществлять закупки на конкурентных рынках без проведения торгов,
- осуществление закупки продукции, связанной с осуществлением заказчика спонсорской и благотворительной деятельности.
Вместе с тем, под «осуществление Заказчиком спонсорской деятельности» может подойти практически любая закупка, что позволяет заказчику произвольно закупать любые товары (работы, услуги), мотивируя это осуществлением спонсорской деятельности, без учета обращения указанных товаров (работ, услуг) на конкурентных рынках.
На основании изложенного, УФАС признало не соответствующим ч. 1 ст. 17 Закона 135-ФЗ норм ПоЗ, т.к. они привели или могли привести к ограничению конкуренции. Предписание заказчику не выносилось в связи с устранением заказчиком нарушения законодательства.
Источник: Решение Башкортостанского УФАС России от 04.04.2024 по делу № 002/01/17-83/2024
11.04.2024