Башкортостанское УФАС рассмотрело жалобу, аргументом в которой была форма «глазков» в сыре
Ведомство признало необоснованным отклонение заявки из-за формы отверстий сыра
Региональное управление ФАС России пришло к выводу о недопустимости отклонения заявки ООО «Флагман» на поставку сыров в школы Уфы из-за несоответствия формы глазков на срезе сыра условиям конкурсной документации. Закупку проводил муниципальный «Центр детского и диетического питания». Формы отверстия в сыре участника соответствуют ГОСТу, указало УФАС, выдав заказчику предписание отменить протоколы подведения итогов аукциона и рассмотреть заявки участников повторно. Юристы полагают, что у заказчика и победителя торгов нет шансов на отмену решения и предписания УФАС.
Комиссия республиканского УФАС признала обоснованной жалобу уфимского ООО «Флагман» на действия МАУ «Центр детского и диетического питания», которое отклонило заявку компании при проведении конкурса по закупке 39 т сливочного масла и 18 т полутвердых сыров для школ Уфы. Причиной стало несоответствие формы отверстий в сыре условиям конкурсной документации. Так, вместо сыра с отверстиями «круглой, овальной и угловатой формы», «Флагман» предложил сыр, «состоящий из глазков овальной формы». Члены комиссии обосновали это тем, что участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя, если они указаны через запятую или с использованием союза «и».
Согласно техзаданию, поставщик должен был предложить ассортимент не менее чем из двух наименований сыров: «Голландский», «Российский», «Костромской», «Ярославский». Сыр «Голландский» на разрезе имеет рисунок, состоящий из глазков круглой, овальной, угловатой форм, «Российский» — из глазков неправильной угловатой формы, «Костромской» и «Ярославский» — из глазков круглой, овальной формы.
К участию в закупке была допущена только одна компания — уфимское ООО «Белая птица», которое и признали победителем. Контракт начальной ценой 34,1 млн руб. она предложила исполнить за 33,99 млн руб. Итоги были подведены в конце октября.
Комиссия УФАС установила, что в заявке «Флагмана» был указан сыр «Голландский» с глазками овальной формы, что соответствует требованиям ГОСТа, который упоминался в техзадании. Требование к участникам закупки предоставить сыр с глазками не какой-то одной предусмотренной ГОСТом формы, а сразу всех форм незаконно, решили в антимонопольной службе. УФАС предписало «Центру детского и диетического питания» отменить протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов, и в срок до 10 декабря завершить процедуру закупки масла и сыра для школ. По условиям аукциона, продукты необходимо поставить в школы до конца этого года.
Также «Флагман» обращал внимание, что «Центр детского и диетического питания» установил в качестве критериев оценки квалификации участников наличие в собственности складов для хранения продукции и договора на проведение дезинфекционных работ. Эти доводы комиссия УФАС отклонила.
Владельцем «Флагмана» является Гульназ Ханафина. Прибыль за прошлый год составила 1,6 млн руб. при выручке в 90 млн руб. По данным «Спарк-Интерфакс», в 2019 году компания заключила 168 госконтрактов на общую сумму 33,1 млн руб. В текущем году компания заключила 79 госконтрактов на общую сумму 15,18 млн руб. на поставку детского питания, в том числе кисломолочных продуктов, в центральные районные больницы республики.
«Белая птица» принадлежит Габделфариту Зайнетдинову и Юлию Элькинду. В 2019 году прибыль компании составила 39 млн руб. при выручке в 1,2 млрд руб. В прошлом году было заключено три госконтракта на общую сумму 584,3 млн руб., в этом году — два госконтракта на 1,78 млн руб.
В «Центре детского и диетического питания» на запрос „Ъ“ вчера не ответили.
Коммерческий директор «Флагмана» Сергей Чесноков сообщил, что компания выполнила техусловия закупки и предложила в своей заявке два наименования сыров: кроме «Голландского», еще «Российский». Он заявил, что «Белая птица» предоставила заказчику недостоверные документы о том, что складские помещения у них якобы находятся в собственности. Хотя, согласно выписке из Росреестра, они числятся за одним из владельцев компании. Компания намерена обратиться в суд, «чтобы указать на этот факт», добавил господин Чесноков.
Директор «Белой птицы» Габделфарит Зайнетдинов от комментариев отказался.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов указывает, что ГОСТ допускает вариативность рисунка на срезе сыра: «Заказчик при формировании конкурсной документации изменил формулировку ГОСТа, убрав из перечисления форм глазков союз „или“. Форма рисунка среза сыра в данной ситуации не является основанием для признания продукции „Флагмана“ несоответствующей ГОСТу, а иных подтверждений несоответствия заказчик, отклоняя заявку, не указал».
Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов считает, что перспективы обжалования решения УФАС невысокие. «Заказчики обязаны при описании товаров, работ и услуг в документации о закупке использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы стандартизации. В противном случае необходимо обосновать установление иных требований. В этой закупке заказчик такое обоснование не представил»,— отметил эксперт.
«Формирование глазков в сыре и их форма являются следствием выделения углекислого газа в процессе брожения сырной массы. Форма глазков зависит от колебания кислотности сырной массы рН и естественного процесса созревания, в результате которого сырная масса (тесто) утрачивает свою эластичность. Если сырное тесто эластичное, глазки круглые, правильной формы, если же оно хрупкое и ломкое — образуются глазки угловой формы или трещины,— отметил юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Кирилл Снегирев.— На основе указанного, можно сделать вывод, что образование глазков овальной и угловой формы, является допустимым отклонением он нормы формирования округлых глазков. В отсутствие представленных заказчиком доказательств несоответствия предложенного заявителем товара ГОСТу, антимонопольный орган обоснованно согласился с заявителем в комментируемой части жалобы».
Источник: Влада Шипилова, Коммерсантъ