В России отсутствуют механизмы регулирования и контроля корпоративных закупок в контексте импортозамещения
Ни один из масштабных проектов с участием огромных государственных денег, будь то строительство инфраструктуры для Севморпути, разведка и добыча новых месторождений, создание транспортных и инженерных объектов не предполагает никаких серьезных обязательств и требований к госкорпорациям в части приобретения и использования российской техники, технологий, НИОКР.
С 5 августа правительство расширило полномочия Минфина, которому теперь официально разрешено мониторить закупки госкомпаний и корпораций. Это повод для разговора на серьезную тему.
Во-первых, почему такая функция в принципе отсутствовала у государства? Дело не в каких-то системных сбоях, а в том, что такие полномочия не предполагались даже в теории. В предыдущей редакции Положения о Минфине не было ни слова о 223-ФЗ.
Во-вторых, зачем весной, ссылаясь на международные санкции, сам Минфин разрешил скрыть ту скромную часть закупок компаний с госучастием, которая являлась видимой для государственного контроля? Что такого особенного потребовалось скрывать госкорпорациям от государства, чего госорганам не следовало знать?
Напомним, что по итогам Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» вице-премьер подписал поручение, где, в частности, Минфину, Минэкономразвития и ФАС ставилась задача «обеспечить нормативное закрепление в законе «О промышленной политике» понятий – «российская работа» и «российская услуга»». С вытекающими подзаконными последствиями в реестре контрактов, реестре договоров и едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Поясним, что законодательное закрепление этих понятий и их дальнейшая увязка с отчетами корпораций по национальным квотам, автоматически превращает отчеты по квотированию в рамках Закона 223-ФЗ в юридически значимый документ.
Это еще не механизм принуждения корпораций к работе на страну, но хотя бы какой-то фундамент к созданию такого инструмента.
Факт остается фактом: Закона 223-ФЗ при (всех своих несомненных достоинствах) содержит совершенно чудовищный изъян – отсутствие каких-бы то ни было правовых оснований влиять на закупки корпораций у российских производителей. У этого корабля огромный трюм, но ему забыли приделать дно. Поэтому национальные богатства и ресурсы в нем тонут безо всякой практической пользы для страны.
Подробнее по ссылке
08.08.2022