ВОПРОС ДНЯ Планируем конкурентную процедуру по Закону № 223-ФЗ для целей выполнения квоты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013. Вправе ли мы требовать, чтобы участники закупки указывали в заявках номера реестровых записей
ОТВЕТ
Минпромторг России в письме от 28.05.2021 № 43917/12 «О реализации постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013» разъяснил, что в целях выполнения предусмотренных ПП РФ № 2013 квот российским товарам предоставляется приоритет по отношению к иностранным товарам в порядке, предусмотренном положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В этой связи для признания товара российским заказчик в документации о закупке указывает требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке информации о нахождении товара:
• в реестрах российской или евразийской промышленной продукции, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее — ПП РФ № 616);
• в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее — ПП РФ № 878).
Таким образом, если следовать приведенному письму Минпромторга России, заказчик вправе установить в документации о закупке требование о предоставлении номеров реестровых записей, предусмотренных ПП РФ № 616 и 878. Шансы на то, что такие действия заказчика будут признаны правомерными, возрастут еще больше, если соответствующий порядок будет закреплен в положении о закупке и/или документации о закупке.
В качестве примера можно привести решение Ульяновского УФАС России от 10.08.2022 по делу № 073/07/3-425/2022.
В данном случае предметом электронного аукциона являлась поставка бактерицидных облучателей-рециркуляторов (ОКПД2 28.25.14.119), включенных в перечень, предусмотренный ПП РФ № 2013, в отношении которых заказчик должен в течение года выполнить квоту в размере не менее 85 %. Заказчик указал в примечании к техническому заданию, что в целях исполнения требований ПП РФ № 2013 к поставке допускаются товары российского происхождения. При этом в документации о закупки было определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наряду с наименованием страны происхождения поставляемого товара информацию о нахождении товара в реестрах, предусмотренных ПП РФ № 616 и 878.
Участник закупки предложил к поставке товар, страной происхождения которого является РФ, однако никаких документов и сведений о его соответствии требованиям п. 2 ПП РФ № 2013 не представил. Комиссия заказчика при рассмотрении заявки участника закупки установила, что предложенные товары отсутствуют в указанных реестрах.
Согласно п. 2 ч. 1.10.1. Положения о закупке комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если участник закупки и/или его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или положения о закупках.
Контрольный орган признал отклонение заявки участника закупки правомерным.
Аналогичны решения Санкт-Петербургского УФАС России от 03.08.2022 по жалобе № Т02-390/22, Ставропольского УФАС России от 03.06.2022 № 025/07/3-918/2022.
Вместе с тем некоторые контрольные органы указывают на отсутствие у них полномочий по контролю за соблюдением заказчиками требований ПП РФ № 2013 (решение Брянского УФАС России от 22.07.2021 по жалобе № 032/10/18.1-728/2021).
Обращаем внимание, что при закупке, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и самозанятые, не следует требовать предоставления информации о нахождении товара в вышеуказанных реестрах на основании п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.
03.10.2022