Воронежское УФАС: изменения, внесенные в Закон 223-ФЗ, не наделяют заказчика правом включать в описание объекта конкурентной закупки такой технической характеристики, как «Страна происхождения товара»
Корпоративный заказчик проводил аукцион в ЭФ, участниками которого могут быть только субъекты МСП на поставку ленточных пил.
При описании требований к продукции характеристика товара «Страна происхождения товара» отнесена заказчиком к требованиям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющим определить соответствие потребностям покупателя, значения которого не могут изменяться.
Комиссия Воронежского УФАС признала действия заказчика незаконными и отметила:
- Законом 104-ФЗ исключен запрет на указание страны происхождения товара, но изменения, внесенные в Закон 223-ФЗ, не наделяют заказчика правом включать в описание объекта конкурентной закупки такой технической характеристики, как «Страна происхождения товара»;
- нормами Закона 223-ФЗ, как и Положением о закупке заказчика, не предусмотрено возможности отнесения страны происхождения товара к техническим характеристикам описания предмета закупки;
- исходя из буквального толкования п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ, заказчик осуществляет описание предмета закупки путем включения функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, а также эксплуатационных характеристик (при необходимости);
- вышеуказанные характеристики подразумевают под собой такие показатели товара, которые позволяют определить назначение объекта закупки и условия его применения по целевому назначению, конкретные параметры, конечные и исходные величины, физическую величину показателей, регламент и порядок действия при использовании объекта закупки, что в свою очередь, обуславливает их возможность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям;
- страна происхождения товара не является технической, эксплуатационной или функциональной характеристикой, которую заказчик может включить в описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ;
- с учетом того, что заказчиком указано конкретное торговое наименование к требуемому товару в сопровождении слов «или эквивалент», отнесение страны происхождения товара к показателю, который не подлежит изменению, нарушает права потенциальных участников закупки на предложение товаров, полностью идентичных требованиям описания предмета закупки, но произведенных на территории иной страны, в том числе, Российской Федерации.
Комиссия пришла к выводу, что отнесение страны происхождения товара к техническим, эксплуатационным или функциональным характеристикам в описании предмета закупки не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 3, п.1 ч. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ.
Источник: Решение Воронежского УФАС от 29.07.2022 по делу № 036/07/3-758/2022
04.08.2022