Воронежское УФАС разбиралось в критериях оценки, установленных корпоративным заказчиком
Корпоративный заказчик проводил закрытое маркетинговое исследование в ЭФ на выполнение топографо-геодезических работ.
На действия заказчика поступила жалоба в части установления следующих критериев оценки:
1. Квалификация участника закупки (весомость критерия 10%):
- подкритерий С1: Опыт выполнения работ, аналогичных предмету закупки, в
денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации извещения о закупке в адрес корпоративного заказчика и (или) его филиалов (наличие – 50 баллов, отсутствие – 0 баллов).
- подкритерий С2: отсутствие досудебного порядка урегулирования споров (в том числе претензионной работы по договорным обязательствам между заказчиком и участником) в адрес участника по заключенным договорам с корпоративным заказчиком, а также обращений с жалобами в УФАС по Воронежской области на действия заказчика при проведении закупочных процедур) по закупочным процедурам, за последние два года до даты проведения данной закупочной процедуры (отсутствие – 50 баллов, наличие – 0 баллов).
2. Количество судебных споров, в которых участник является истцом/ответчиком/третьим лицом/заинтересованным лицом за 5 (пять) лет предшествующих году проведения закупочной процедуры и по которым судом было вынесено определение о принятии к производству заявления/искового заявления (менее 5 – 100 баллов, более 5 – 0 баллов) (весомость критерия 10%).
УФАС, признавая жалобу обоснованной, отметило:
- заказчик не смог пояснить, чем опыт выполнения работ для нужд заказчика отличается от иных аналогичных работ, например, для нужд газораспределительных организаций, находящихся в других субъектах РФ,
- подкритерий С2 не способствует определению квалификации участника в части осуществления работы согласно предмету закупки и свидетельствует о репутации участника, причём исключительно во взаимосвязи заказчика и участника, а досудебное урегулирование споров, как и возможность обращения с жалобой в антимонопольный орган являются законными правами потенциальных участников закупки,
- критерий 2:
учитывает абсолютно любой процессуальный статус лица в судебном деле и не конкретизирует категорию судебных дел,
является необоснованным, поскольку позволяет учитывать судебные дела, не связанные с исполнением договоров по работам, аналогичным предмету закупки, что создаёт необоснованные дискриминационные условия для участников закупки, не связанные с выполнением работ по предмету закупки,
учёт судебных дел, связанных с исполнением указанных договоров, где участник третьим или заинтересованным лицом является необоснованным, так как участник мог быть привлечён к участию в судебном деле, не имея при этом фактической заинтересованности в исходе судебного дела,
- спорные критерии оценки не дают дополнительных гарантий наиболее качественного выполнения победителем закупки своих обязательств по договору, однако предоставляет необоснованные преимущества хозяйствующим субъектам, ранее исполнявшим договоры в интересах заказчика, не имеющих с ним споров и не обращавшихся с жалобами на заказчика в Воронежское УФАС России, а также участвовавших в менее 5 судебных делах.
Подробнее: Решение Воронежского УФАС от 27.10.2022 № 036/07/3-1053/2022
09.11.2022