ВС РФ указал, когда закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ являются злоупотреблением правом
Заключение заказчиком с одним и тем же единственным поставщиком 41 договора на поставку щебня, каждый из которых не превышает допустимого порогового значения, образующих единую сделку приобретения щебня, направлено на формальное соблюдение требований действующего законодательства с целью ухода от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом 223-ФЗ, указано в определении Верховного Суда.
Оспариваемым решением антимонопольного органа действия общества, выразившиеся в заключении 41 договора на поставку щебня с одним и тем же единственным поставщиком, признаны нарушающими требования ч. 1 ст. 17 Закона 135-ФЗ.
Судами установлено, что закупочная деятельность общества регулируется Законом 223-ФЗ и Положением о закупке товаров, работ и услуг.
Пункт 6 ст. 7 Положения предусматривает возможность осуществления обществом закупки у единственного поставщика в случае поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на сумму, не превышающую 800 тыс. рублей в рамках одного договора, что,
по мнению общества, позволяет ему при любых потребностях, вне зависимости от наличия конкурентного рынка, привлечь исполнителя без проведения торгов и заключить с ним неограниченное количество договоров, каждый из которых не будет превышать 800 тыс. рублей.
Суды, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к выводу, что заключение обществом с единственным поставщиком 41 договора на поставку щебня, каждый из которых не превышает допустимого порогового значения, образующих единую сделку приобретения щебня, направлено на формальное соблюдение требований действующего законодательства с целью ухода от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом 223-ФЗ.
В этой связи суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Верховный Суд не стал пересматривать дело.
Ранее ВС уже указывал, что отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
Подробности: ГКГЗ
15.05.2022