Законодательство о закупках адаптируют в пользу национальных квот
Устойчивая экономика предприятий ОПК держится на трех столпах: гособоронзаказ, экспорт и гражданский сбыт. Третьей составляющей на форуме «Армия-2021» было посвящено несколько магистральных дискуссий, тон которым задал вице-премьер Правительства РФ Юрий Борисов.
В течение последних лет наблюдается положительная динамика по объемам выпуска гражданской продукции предприятиями оборонного комплекса. В 2017 году такая продукция в составе военного конвейера составляла около 17%, в 2018 – 20,9%, в 2020 – 25,6%. В текущем году планируется взять следующий рубеж в 27%. Если предъявленная статистика достоверна, то в экономике страны действительно созревают силы технологического прорыва.
К сожалению, не только качество и конкурентоспособность российской продукции влияют на результат. Приходится преодолевать жесткое противодействие иностранных компаний, доминирующих на внутреннем рынке РФ. Ситуация усугубляется тем, что в отличие от Российской Федерации ее геополитические конкуренты не отказывались от инструментов стратегического планирования в экономике, а продолжали их совершенствовать. Тотальная и обязательная промышленная стандартизация, инструменты гарантированного заказа высокотехнологичной продукции с заведомо известными техническими характеристиками, казначейское сопровождение значимых проектов. Все это в большей или меньшей степени и в различных комбинациях используется передовыми экономиками мира… В то время как России, придется пробежать этот путь с нуля.
– Прошел год после того, как мы приняли важнейшие поправки о введении национальных квот в 44 и 223 федеральные законы, в дополнение к уже существующим преференциям. Все это направлено на то, чтобы поддержать отечественную промышленность, отметил на форуме «Армия-2021 вице-премьер Юрий Борисов.
Он сослался на данные Федерального казначейства, новая правоприменительная практика в закупках уже приносит плоды. Если в прошлом году объем торгов на закупку отечественных товаров в рамках 44-ФЗ составил чуть более 50%, то на текущий момент эта цифра уже составляет более 60% (это при том, что торги еще не завершены).
– Эти цифры убеждают в правильности принятого закона, правильности выбранного пути, – подчеркнул Борисов. – Напомню, что у этого закона была очень сложная судьба. Многие противники утверждали будто квотирование нарушит рыночные принципы. Нужно продолжать последовательно двигаться в положенном оперативном направлении, совершенствуя и развивая нормативную базу, подзаконные акты.
Основополагающим юридическим документом для подтверждения статуса происхождения продукции является 719 постановление Правительства РФ. С момента его принятия в 2015 году область его применения по отраслям значительно расширилась.
По словам вице-премьера, множество нареканий вызывает процедура попадания в Реестр отечественной продукции, под редакцией Минпромторга. Очень многое зависит от качества его наполнения и глубины детализации. Подтверждением российского статуса продукции, вносимой в реестр, занимается Торгово-промышленная палата. Эта работа крайне осложнена неясностью критериев отнесения продукции к отечественной. У различных видов продукции может быть разный стартовый базис. На рынке множество товаров со сложной компонентной историей.
Критерии происхождения — как вычислить российскость?
Особенно остро проблема критериев стоит в области микроэлектроники. Здесь закон предписывает уже с этого года изготавливать системы хранения на отечественных микропроцессорах. Однако под различными предлогами, в том числе, и лоббируя интересы иностранных компаний, некоторые поставщики предлагают перенести сроки вступления в силу ограничений.
– Считаю, что это не последовательно, сказал Юрий Борисов. – Если правительство страны принимает решение, нужно шаг за шагом достигать поставленной цели. Сейчас никаких объективных причин для передвижения сроков не существует. Если мы сегодня отойдем от ранее принятых решений, то – мы, просто-напросто, дадим сигнал рынку. О том, что с законом можно договариваться: «надавим, и его отменят». А ведь это крайне серьезный вопрос. Подчеркну, что речь идет не о широком потребительском рынке. Нет никакого смысла и желания переводить все население на отечественную электронику. Пусть люди пользуются всеми достижениями мировой IT-индустрии. Речь идет о критической инфраструктуре, о фундаментальных с точки зрения обороны и безопасности позициях государства. Они могут подвергнуться атакам, либо попасть под эмбарго на поставку техники.
По словам вице-премьера, мировая практика не раз подтвердила, что такого рода угрозы не являются абстрактными. Одним из характерных примеров такой уязвимости является энергетический кризис в Венесуэле, разразившийся в результате технических диверсий и парализации энергосистемы страны.
Комбинация запретительных мер и мер, стимулирующих российского производителя, должна применяться государством на постоянной системной основе в сочетании с техническим регулированием и промышленной стандартизацией. Только так можно «расчистить» внутренний рынок для отечественной высокотехнологичной продукции.
– Убежден, что работу по совершенствованию нормативной базы 44-ФЗ и 223-ФЗ, связанной с квотированием, необходимо продолжать, подчеркнул Борисов. Вице-премьер считает, что такая работа должна проводиться синхронно с развитием Единой информационной системы закупок. – Требуются актуальные рабочие критерии отнесения того или иного вида продукции к российскому производству. Предполагаем, что в части идентификации происхождения товара будет множество махинаций и манкирования. Уже есть комплексные продукты, выдаваемые за отечественные, однако участие российской промышленности в них, на самом деле, копеечное.
Источник: Цифровые закупки