Новости

Закупки у единственного поставщика по Закону 223-ФЗ: интересная практика за 2023 - 2024 годы

Может ли перечень случаев неконкурентной закупки охватывать любые потребности заказчика? Признают ли прямую сделку антиконкурентным соглашением, если для ее заключения не было объективных причин? Какие основания для закупки у единственного поставщика не стоит включать в положение о закупке? Ответы – в обзоре КонсультантПлюс.

1. Перечень оснований неконкурентной закупки не должен охватывать всю сферу деятельности заказчика

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что в положении о закупке нельзя закрепить перечень оснований для проведения неконкурентных процедур, который охватывает почти всю сферу деятельности заказчика.

Это приводит к дискриминации и ограничению конкуренции, поскольку позволяет привлекать исполнителя без торгов независимо от наличия конкурентного рынка.

Подход разделяют Владимирское и Воронежское УФАС.

2. Необоснованное заключение прямой сделки могут признать антиконкурентным соглашением

ВС РФ согласился с выводом контролеров о том, что заказчик и его контрагенты реализовали антиконкурентное соглашение. В течение нескольких лет они заключили более 600 прямых договоров без объективных на то причин.

Единую сделку искусственно раздробили. Это нарушило права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести закупки конкурентным способом не доказали.

Суд напомнил, что закупки у единственного поставщика допустимы, в частности, при таких обстоятельствах:

- низкоконкурентный рынок;
- ликвидация последствий ЧС;
- колебание цен в узком диапазоне;
- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.

В иных случаях это злоупотребление правом и намеренное уклонение от конкурентных процедур.

К сходному выводу приходили АС Западно-Сибирского и Центрального округов. Их позицию поддержал и ВС РФ.

3. Основания неконкурентной закупки не должны быть универсальными или затрагивать открытый рынок

Марийское УФАС увидело ограничение конкуренции в действиях заказчика, который предусмотрел универсальное основание для проведения неконкурентных процедур – закупка на сумму до 15 млн руб.

Контролеры отметили: основание не было ограничено никакими критериями, кроме ценового, что позволяло проводить прямые закупки в любых случаях и при любых потребностях.

Также не следует включать в положение о закупке основания, которые затрагивают открытые и конкурентные рынки, например:

- юруслуг – Воронежское УФАС;
- услуг охраны – Марийское УФАС;
- строительно-монтажных работ – Краснодарское УФАС;
- торговли ТС – Татарстанское УФАС.

27.01.2025

Календарь событий

Февраль 2025
ПндВтрСрдЧтвПтнСбтВск
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272812

Личный кабинет

Получите свой личный аккаунт для удобства пользования нашими сервисами

☎ Заказать звонок